Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

ПОСТРОЙКИ МОЛОГСКОГО УЕЗДА 65 г 2 до 12 вершков, почему иногда под избу могут свободно подлезать даже менькие ребятишки. В том и другом случае рассчитывают, что изба будет даться в землю; года через три она сядет на 1 аршин. После этого происходит «оклад» дома, т. е. укладывается на стулья імый нижний, основной, так наз. «окладной» венец, из самых толстых и юлистых бревен. При закладке в углы окладного венца кладутся деньги, гобы было довольство в доме, причем в будущий передний угол кладется злее крупная монета. Зажиточные крестьяне (до войны) клали целковый передний угол и по двугривенному в остальные. Плотник д. Михалево рязливецкой вол. рассказывал мне, что плотники (речь идет о захарьинцах) істо, незаметно от хозяев, вытаскивают эти деньги ; недавно, при разборке іного дома, хозяин, сам клавший рубль в передний угол, не нашел его. Чтобы дом крепче стоял, хозяин после оклада должен угостить плот- іков — прежде «вином», т. е. водкой, теперь самогонкой; они пьют, при ­ жаривая: «Хозяину добро здоровье, а дому доле стоять. На месте сгнить стоять» (т. е. не сгореть, а стоять, пока не сгниет). Плотники «гуляют», т. е. ьют и пляшут, угощаются пивом, которое наварит хозяйка, и другим уго ­ щением. После оклада возводят весь сруб, или «собирают дом на моху», при ­ чем каждое бревно подстилается мхом (sphagnum). На некоторой высоте врубаются в стены «переводы» для поддержки пола; это толстые балки, идущие параллельно той стене избы, в которой входная дверь х ). Все время, пока собирают сруб, в середине должно стоять небольшое деревцо-березка, чаще елочка, и иконка на нем. Иногда (ближе к городам, по словам плотников; в деревне это не в обычае) посередине ставят высокий шест с крестом наверху. В деревнях, расположенных недалеко от прихода, при закладке приглашают священника отслужить молебен, но большею частью обходятся без этого. Во время сборки сруба пазы между бревнами проконопачиваются снаружи и внутри избы, т. е. торчащие концы мха подбиваются при помощи небольшой лопаточки. Это — «мшение» дома. Когда «сомшат», в верхний венец врубается «матица» — толстое бревно, идущее параллельно переводам, связывающее верх боковых от входа стен избы и служащее Лія поддержки «потолочин». Это сопровождается «матошным» угощением, несколько меньше окладного. Плотники говорят: «Дай бог, чтобы матица 1) В Покровско-Ситской вол., где постройки одноэтажные, переводы врубаются так, чтобы пол был на высоте не менее 1і/ 2 арш. над землею, на севере же уезда, где постройки иухэтажные, под почти всегда выше человеческого роста, а в более старых постройках и иного выше. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1