Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

ПОСТРОЙКИ МОЛОГСКОГО УЕЗДА 71 Если печь топить некогда, то на шестке ставят котелок на тренож ­ ник — таганок, и под ним разводят на щепках огонь. Весьма редко у очень зажиточных крестьян в шестке устраивается плита. Под шестком — место для ухватов, кочерги, горшков с угольями и т. п. От свободного угла печи к передней стене избы проводят брус, или толстую доску, иногда «горбак», плоской стороной кверху, так наз. «грядка» выше человеческого роста; ее укрепляют одним концом в стене, другим на вертикальном брусе, стоящем около угла печи, так наз. «вечном столбе». На грядку хозяйка ставит испеченый хлеб, пироги, ночвы для муки и т. п. Иногда между грядкой и полом промежуток забирается досками — получается пере ­ городка, отделяющая пространство перед печкой от остального помещения, как бы кухню или комнату для стряпухи ; за последнее время всегда стара ­ ются выделить «куФоньку». Теперь грядка исчезает, строят прямо «пере ­ борку», часто вязную, иногда с сквозной резьбой наверху. В переборку вделывается шкяфик для посуды, обращенный дверками к переднему углу. Перестают строить и полати, хотя в старых домах пока они еще не ­ редки; обычно врубается в стены два горизонтальных бруса выше чело ­ веческого роста; чаще всего они врубаются так: один над входной дверью от печи до стены, другой параллельно ему от печного столба до стены; на них настилаются доски полатей. 8) Далее «заводят в стены», т. е. врубают, лавки, причем короткая широкая лавка у входа называется «кутпиком», а угол между кутником и длинной лавкой носит название «кути». Иногда эту лавку зовут «коник». Устройством лавок наряд избы закончен, и в нее можно въезжать. При этом к ночи въезжать не следует. Перебираясь на новое место, хозяева обязательно приносят дров из старой избы, чтобы было теплее. Некоторые, по старине, прежде, чем переселиться в новый дом, вносят туда кошку, и она должна ночевать там одна целую ночь. Теперь эти старые обычаи оставлены, и при переселении в новый дом приглашается священник отслу ­ жить молебен и окропить стены святой водой. Надо отметить, что при одинаковых обрядах отношение к ним совер ­ шенно различное у сицкарей и захарьинцев; в то время как первые как-то любовно и бережно относятся к ним, считая их необходимыми и важ ­ ными, вторые с явным пренебрежением упоминают об этих «деревенских» обычаях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1