История Тверской Карелии

Глава I. Прошедшие через века 45 Головной убор женщины — сорока, повойник, кичка — полно ­ стью укрывал голову. У карел существовало четыре типа со ­ рок — Весьегонская, максатихинская, Зубцовская и рамешков- ская. Сорока обильно украшалась, особенно свадебная, она вышивалась золотом, серебром, украшалась блестками, дороги- 40 ми тканями, шнурами . Мужские рубахи Весьегонского края красочно расшивались яркими цветными шелками, шерстью, серебряными нитями вы ­ полнялись сложные изображения, обрамленные цветной лентой, тесьмой, галуном, блестками 41 . Особенно большой интерес в последнее время у российских и зарубежных исследователей вызывают напевы карельских причитаний. Причитание — один из наиболее важных традици ­ онных жанров музыкально-поэтического творчества тверских карел. В их текстах раскрывается особый образный мир, в ко ­ тором реалии жизни и традиционного уклада сочетаются со сложностью иносказаний. Поэтика причитаний привлекает вни ­ мание тонко разработанной звуковой палитрой 42 . Одна из книг известного финского ученого академика Перт- ти Виртаранты посвящена карельской плакальщице Анне Анд ­ реевне Шутяевой из села Козлово Спировского района. Пла ­ чи — это один из древнейших жанров устной народной поэзии. Они были известны многим народам мира, исполнялись в гру ­ стные, горестные в жизни человека моменты. Ученые относят их к обрядовой лирике, поскольку они входили составной частью в похоронный обряд. Кроме плачей были бытовые причитания. Их исполняли в особые моменты — при встречах после долгой разлуки, расставании, проводах в армию, в минуты грусти. Бо ­ лее древними являются похоронные плачи, хоронить без плачей у карел считалось недопустимым. Причитания или плачи явля ­ лись единственным способом общения с потусторонним миром. В день Успенья 28 августа 1977 года Анна Андреевна Шу- тяева на сельском кладбище села Козлово исполнила на карель ­ ском языке плач, посвященный памяти своей матери.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1