История Тверской Карелии

70 Головкин А.Н. История Тверской Карелии Беляков А. А. стал автором двух учебников на карельском языке на основе Толмачевского диалекта, которые были подго ­ товлены к изданию в 1931 году. Однако типография задержала издание учебников, поэтому в 1931 — 1932 учебном году в ка ­ рельских школах занятия проводились по-прежнему только на русском языке. На карельском языке занятия в школах начались с 1932 — 1933 учебного года. Беляков А. А. настоял, чтобы со второго полугодия первого класса в карельских школах начинали изучать русский язык. В 1934 году Наркомпрос РСФСР это решение отменил и обучение русскому языку стали проводить с первого полуго ­ дия второго класса. Для обучения детей карельскому языку Беляков А. А. подго ­ товил к изданию букварь, грамматику, книгу для чтения на ка ­ рельском языке, карельско-русский словарь и разрезную азбуку. Позднее были изданы букварь Леторозовой А. А. и грамматика Бубриха Д.В. 78 Таким образом, на основе этих учебников преподавание на карельском языке в 1 — 2 классах началось с 1 сентября 1932 года и продолжалось до образования Карельского национально ­ го округа в течение 5 учебных лет в 54 карельских школах. Не все тверские карелы однозначно относились к созданию Карельского национального округа и развитию своего языка. Например, директор Рамешковской средней школы Чуркин Ти ­ мофей Викторович с 1934 года неоднократно выступал на район ­ ных учительских совещаниях против системы преподавания в карельских школах, где на русский язык на первом и втором году обучения совершенно не отводилось времени. То есть факти ­ чески русскому языку в 1 — 2 классах не обучали. В результате этого ученики, окончившие начальную школу, были совершенно неграмотны и не могли поступить в неполные средние школы. 27 августа 1937 года во время перерыва в работе Рамешков ­ ской районной учительской конференции с Чуркиным ТВ. бесе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1