Золотые звезды ржевитян

уроков и советов молодым лётчикам. Помимо того что Морозов был прекрасным разведчиком, он был также отважным и очень умелым воздушным бойцом. На его счету было 14 сбитых самолётов против­ ника. Мне запомнилось, как во время боев на Миус-фронте Морозов парой провёл бой в районе НП командующего Южным фронтом /ге­ нерал-лейтенанта, впоследствии Маршала Советского Союза Фёдора Толбухина. - В. В./. На глазах командования фронта Фотий Яковле­ вич Морозов и его напарник сбили два Ме-109. За этот бой командую­ щий фронтом наградил Морозова золотыми часами. ВпоследствJ,iи Морозову было присвоено звание Героя Советского Союза. Хотелось бы отметить и ещё одно высоко ценимое мной качество Морозова - он был отличным ведущим. Эпизод с разведкой доро­ ги заставил меня с большей осмотрительностью отнестись к подбо­ ру ведущих груIШ. Мне самому с первых дней войны приходилqсь всё время водить группы на боевое задание, и потому я хорошо знал, сколь велико значение ведущего для лётчиков его группь1. Лётчики должны верить ведущему, признавать его авторитет и не сомневаты:я в его бойцовских качествах. Другими словами, это означало, что веду­ щим должен бьпь опытный лётчик, который умеет видеть в воздухе, быстро способен принять грамотное решение, сообразуясь с обста­ новкой. Ведущий должен иметь хорошую штурманскую подготовку и оставаться надёжным товарищем и наставником не только в воздухе, но и на земле. Поэтому отбору ведущих я всегда уделял много вни­ мания. В нашем полку недостатка в опытных ведущих не было, но в повседневной работе я никогда не упускал этот вопрос из виду. В начале октября частота вылетов на разведку возросла. Из выс­ шего штаба мною был получен твёрдый график вылетов, при этом задачи на каждый вылет уточнялись. Твёрдый график потому и твёр­ дый, что никаких отклонений и вариантов в расписании не допускает. Сведения о противнике требовались постоянно, а погода между тем стояла очень неустойчивая. Бывали дни, которые в авиации принято считать нелётными. Но нас это не касалось. Мы должны были летать. Это был нелёгкий период. Сильные осенние дожди вывели из строя небольшую грунтовую полоску полевого аэродрома. На руле­ нии самолёты вязли. Взлетать удавалось с трудом. Только взлёт и по.­ садка в этих условиях требовали от лётчика незаурядного мастерства. Но худшее было не в этом. Худшее заключалось в том, что по утрам 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1