Золотые звезды ржевитян
уроков и советов молодым лётчикам. Помимо того что Морозов был прекрасным разведчиком, он был также отважным и очень умелым воздушным бойцом. На его счету было 14 сбитых самолётов против ника. Мне запомнилось, как во время боев на Миус-фронте Морозов парой провёл бой в районе НП командующего Южным фронтом /ге нерал-лейтенанта, впоследствии Маршала Советского Союза Фёдора Толбухина. - В. В./. На глазах командования фронта Фотий Яковле вич Морозов и его напарник сбили два Ме-109. За этот бой командую щий фронтом наградил Морозова золотыми часами. ВпоследствJ,iи Морозову было присвоено звание Героя Советского Союза. Хотелось бы отметить и ещё одно высоко ценимое мной качество Морозова - он был отличным ведущим. Эпизод с разведкой доро ги заставил меня с большей осмотрительностью отнестись к подбо ру ведущих груIШ. Мне самому с первых дней войны приходилqсь всё время водить группы на боевое задание, и потому я хорошо знал, сколь велико значение ведущего для лётчиков его группь1. Лётчики должны верить ведущему, признавать его авторитет и не сомневаты:я в его бойцовских качествах. Другими словами, это означало, что веду щим должен бьпь опытный лётчик, который умеет видеть в воздухе, быстро способен принять грамотное решение, сообразуясь с обста новкой. Ведущий должен иметь хорошую штурманскую подготовку и оставаться надёжным товарищем и наставником не только в воздухе, но и на земле. Поэтому отбору ведущих я всегда уделял много вни мания. В нашем полку недостатка в опытных ведущих не было, но в повседневной работе я никогда не упускал этот вопрос из виду. В начале октября частота вылетов на разведку возросла. Из выс шего штаба мною был получен твёрдый график вылетов, при этом задачи на каждый вылет уточнялись. Твёрдый график потому и твёр дый, что никаких отклонений и вариантов в расписании не допускает. Сведения о противнике требовались постоянно, а погода между тем стояла очень неустойчивая. Бывали дни, которые в авиации принято считать нелётными. Но нас это не касалось. Мы должны были летать. Это был нелёгкий период. Сильные осенние дожди вывели из строя небольшую грунтовую полоску полевого аэродрома. На руле нии самолёты вязли. Взлетать удавалось с трудом. Только взлёт и по. садка в этих условиях требовали от лётчика незаурядного мастерства. Но худшее было не в этом. Худшее заключалось в том, что по утрам 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1