Тверские герои-лётчики

земле он иногда излишне суетился , мог вспылить , то в воздухе превращался в удивительно уравновешенного , расчётливоrо и хладнокровного бойца. В тяжёлых условиях 1941 года эти ка­ чества Сергея ещё более развились. Да и внешне он заметно изменился : раздался в плечах , физически окреп» . В самое ближайшее время Долrушину довелось применить всё своё мастерство . 26 июля , сопровождая Пе-2 , бомбившие немецкие войска под Ельней , он один вступил в бой с четвёр­ кой Ме-109. Сергей Фёдорович рассказывал : «Один Пе-2 сразу сбили , двух других мне удалось прикрыть , и они ушли пики­ рованием. А меня загоняли , но к одному «мессеру» я пристро­ ился и бил до тех пор, пока он не стал заваливаться. Позже бы я сообразил , что хватит, пора самому уходить - лётчика убил , машина неуправляема. А я продолжаю метров с 20 бить по нему. Под вечер уже было, 5-й или 6-й вылет - ополоумел. До­ ждался, когда по мне стукнули . Машина загорелась. Расстегнул ремни и не заметил , как отдал ручку от себя. Меня выбросило и ударило о киль, при этом разбил грудь. Рано распустил па­ рашют, «мессера» по мне стреляли. Но пробили только купол . Спустился рядом со сбитым «мессером», подошёл к нему. Меня интересовало , пробил ли я бронеспинку. Самолёт вошёл почти вертикально, в бронеспинке - 4 сквозные пробоины . Я бил из «БС>> - немецкий лётчик был убит ещё в воздухе». 20 августа эскадрилья приземлилась на аэродроме Сёлы, на границе нынешних Нелидовского и Оленинскоrо районов Тверской области , и вошла в 180-й истребительный авиаполк капитана Сергеева. Здесь в эскадрилью влился близкий друг Долгушина по 122-му авиаполку Сергей Макаров. Нештатных ситуаций бьшо немало. 1 сентября при взлёте с аэродрома Не­ лидово на МиГе Долгушина отказал мотор. Планируя вниз с высоты 30 метров, он с трудом перетянул овраг за окраиной аэ­ родрома - и машина врезалась в лес. Сергея оглушило упав­ шим деревом, но уже на следующий день он снова сел в кабину. В середине октября полк отходил вместе с нашими войска­ ми на восток, с большими приключениями и потерями переле- 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1