Тверские герои-лётчики

Я без разрешения поднял свой самолёт в воздух и полетел к месту трагедии в призрачной надежде отыскать родных людей живы­ ми. Едва ушёл от атаковавших меня немецких истребителей. Ко­ мандование вошло в положение , и я отделался лишь выговором». Его фронтовая биография удивительна , вызывает огромную гордость и восхищение , а послевоенная судьба - не меньшую боль и горечь . Сергей Сергеевич Иванов родился 1 сентября 1921 года в вышневолоцкой деревне Сатыгино . В 1938 году он окончил во­ семь классов школы в Вышнем Волочке , начал работать , рано женился . В 1941 году после выпуска из Батайской военной авиашколы Сергей начал службу в частях ВВС Северо-Кавказского округа . В октябре его 73-я дивизия вылетела на Южный фронт, где сра­ жалась на И-15 бис. Ещё в 1935 году на авиационной выставке в Милане этот самолёт конструкции Поликарпова был офици­ ально признан лучшим истребителем в мире. Но за шесть лет немецкие конструкторы создали более совершенные машины, и в тяжёлых неравных боях под Таганрогом и Ростовом дивизия понесла большие потери. Весной 1942 года младший лейтенант Иванов получил ранения в руку и ногу, самолёт был подбит и приземлился на оккупированной территории. Несколько суток наш лётчик выходил к своим. Летом обескровленный полк от­ правили на переформирование, а лётный состав - на переучи­ вание в штурмовики . Закончив обучение, Сергей в мае 1943 года вылетел на фронт, воевал отважно, но тосковал по истребителям. В конце года он добивается своего и переучивается в 1 О 1-м гвардейском авиаполку на пилотирование скоростной «авиакобры». Замко­ мандира полка майор Александр Беркутов писал позже: «Пер­ вая проверка показала, что лётчик имел среднюю технику пи­ лотирования , не мог дать нормального профиля посадки. Ему не хватало, как говорят, хватки истребителя. Как ревностный школьник, он внимательно выслушивал мои замечания, записы­ вал их и быстро исправлял недостатки». 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1