Бологовские странички

Голенищевым-Кутузовым после его женитьбы внешне оставались прежними и бывшие друзья продолжали работшь над общими темами, Мусоргский от этих отношений не получал должного удовлетворения и не мог избавиться от гложущего чувства одиночества. У неrо начался период трудной, безолаберной, !неустроенной жизни. 19 марта 1874 года на выставке картин художника В . В . В~рещагина бьшо выставлено 3 картины военной тематики: «Забытый», «Окружили­ преследуют)) , «Вошли». Правдивые картины не понравились генералам и они были сняты с выставки по распоряжению властей . Верещагин уничтожил эти картины. Но Мусоргский, пораженный правдивостью картины «Забытый» сочинил к ней музыку, Голеmпцев-Кутузов написал текст. Поэт и композитор углубили социальный смысл образа. В письме к поэту Мусоргский пишет, что Верещагин «был в большом восторге: «Забьпъrй» - текст и музыка ему очень по душе, даже глубже: он высказывал, что местами ero охватывало нервное чувство». В эти же годы Мусоргский и Кутузов заrорелись желанием созд~пъ вок.лъный цикл «Песни и пляски смерти». Мусоргский представлял себе этот цикл, как ряд исторических тем: войну-язычников-славян с печенегами или с половцами, смерть царицы Анастасии,жен:ы Ивана Грозноrо, гибель классовых персонажей, - «большой барыни», чиновника, царя,пролетария . Автор слов Голенищев-Кутузов распланировал цикл, наметив в нем двенадцать песен, в том числе песню «пролетария» , а также смерти политическоrо изгнанника,который погибает в море у самоrо берега, и другие . Но Мусоргский построил цикл как широкое философское обобщение. При создании песен он использовал бытовые музыкальные жанры - кОЛЬiбельную, серенаду, народный танец и марш. Первые три песни - колыбельная, серенада и трепак были написаны в 1875 году, полководец - спустя два года. Итак, из 12 задуманных частей цикла увидели свет только четыре : Ребенок, Молодая девуШ!<а, Мужичек и Полководец, остальные - Богач, Проле.арий, Большая барыня, Царь, Сановник, Купец, Поп, Поэт остались невьmшшенными. Цикл получил подлинно трагическое звучание. В него бьши вложены и любовь к mодям и вся сила протеста против человеческоrо rоря и страданий. Образ «Смерти» стал воплощением Зла на земле, всеrо, что мешает человеческому счастью . Смерть является к mодям под разными масками, привлекая их к себе обманом и rnумясь над жертвами. В «Колыбельной» смерть приходит чтобы убаюкать больного ребенка и вырывает его из рук матери. В «Серенаде» она является под окном девушки, ме'-П'ающей о счастье и душит ее в своих объятиях . В «Трепаке» она пляшет в глухом заснеженном лесу лихую пляску с заблудившимся крестьянином, дразнит 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1