Бологовские странички

обстоятельство поселило в графе особое уважение к священнику. С этой поры между ними установился духовный союз на всю жизнь. В 1837 году граф АЛ.Толстой был переведен в Одессу военным rуберюrrором, с 1840 по 1855 год жил в Москве, не заюrмаясь общественной деятельностью, с 1856 года по 1862 год обер-прокурор синода. Через АЛ.Толстого Н.В. Гоголь познакомился с отцом Матвеем сначала заочно в 1847 году, а затем и очно на квартире М.П.Погодина (1800-1875 ), профессора Московского университета по кафедре истории, а позднее встречи происходили и на квартире самого А.Ц.Толстого, в той же Москве Отец Матвей смолоду имел склонности к подв:.:жнической жизни,бьш вынослив и способен переносить самые тяжелые лишения. Он был убежденным верующим христианином, восторженно любил великолепие православного богослужения. И не позволял себе никаких отступлений, скидок и поблажек в отправлении богослужебного чина . Обладая прекрасным даром слова и силою внушения, отец Матвей с первых лет своего служения церкви сделался « у'ППелем» окрест живущего народа . Отец Матвей очень легко усвоил идеальную народную речь . Она и легла в основу церковной проповеди о .Матвея . Он сумел слить народную речь и церковно-славянскую словесную стихию воедино и получить цельное, исполненное· красоты и силы, устное изложение. Рассказы о .Матвея о высоких явлениях духа в русском народе производили на И.В.Гоголя неотразимое впечатление. Он слушал о.Матвея с открытыми устами и не знал в этом слушании никак6й сьпности. Так пишет об этом ученик отца Матвея Т.И.Филиппов. (Гражданин,1874,_N 4, стр.110). Все, кто близко знал Матвея Александровича Константиновского, были от него в восторге . Тот же М.П.Поrодин с первого знакомства близко сошелся с отцом Матвеем. И. В . Гоголь души не чаял в Матвее Александровиче, его письма всеrда держал при себе. В письме графу АЛ.Толстому от 25 апреля 1848 года из Константинополя он так отзьmается о М.А.Константиновском: «Что вам сказать о нем? По-моему,это умнейший человек из всех, каких я доселе знал, и если я спасусь, так это,верно, вследствие его наставлений, если только, нося их перед собой, буду входить больше в силу». Видимо, он обладал силой внушения. Т.И.Филиппов (Новое время, 1901, N 9260) так пишет об этом: «Отец Матвей ни на минуту не выступал из области чудесного и явлениям самым обыкновенным любил предавать ~езвычайный смысл. Я ислъпал сам на своей душе вредное влияние этой черты его ума; суеверие, в которое он впадал, прилипло к моему уму, и мне нужны были усилия,чтобы освободить душу от этого порабощения». 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1