Бологовские странички

I А вот выдержка из письма о . Мат в ея одному из ржевских глубоковерующих торговцев по поводу его просьбы жениться в третий раз . Две первых жены у него умерли . «Ты пишешь , что тебе без жены жить трудно , - а кому же легко бьшо достигать царствия небесного? Кто без труда и без нужды получил оное? Смотри, брат, здесь мы гости : домой собирайся . Не променяй бога на дья ­ вола , а мир сей на царство небесное. Миг один здесь повеселишься, а во ­ веки будешь плакать . Не спорь с богом , не женись . Видишь ли, что сам го сподь хочет, чтобы ты боролся с плотью . Двух жен взял у тебя; это зна­ чит, что он хочет, чтобы ты жил чисто и достигал своего назначения ... Тебе также и то известно , что умерщвляет страсти : поменьше да пореже ешь, не лакомься , чай-то оставь, а кушай холодненькую водицу, да и то, когда захо ­ чется, с хлебцем; меньше спи , меньше говори, а больше трудись». Родился Матвей Александрович Константиновский в 1792 году, в се­ мье священника в селе Константиново,Новоторжского уезда, Тверской губернии . После окончания Тверской семинарии поступил дьяконом в с . Осечно Вышневолоцкого уезда . Черезь семь лет переведен по особому распоряжению архиепископа Филарета (впоследствии митрополита Мос­ ковского) , священником в кар~шьское село Днево Бежецкого уезда,оттуда, через тринадцать лет в село Езьско этого же уезда и после трех с полови­ ной лет в 1836 году был переведен не без участия в том тверского губернатора графа АЛ.Толстого в центр раскола, г. Ржев . За участие в искоренении раскольничества удостоен ордена Анны III степени . Был приглашен к царскому двору. «Государь заставил неделю служить в дворцовой церкви . На обедне присутствовал сам царь. Удалось сказать хорошо». Отец Матвей бьш добрым и честным человеком,любящим свое дело, священником. Его дом во Ржеве служил приютом для слабых и бедных . Он мог прощать заблудшим людям . Так раскольники похитили из церкви главу святого Саввы. Отец Матвей разыскал их, привел к раскаянию . Украдешюе было возвращено. Сохранилось письмо к И.В.Гоголю его современника К.И. Маркова, где он дает краткую и емкую характеристШ<у отцу Матвею: «Как человек, он действительно заслуживает уважения, как проповедник, он замечателен- и весьма; но как богослов - он слаб, ибо не получил никакого образования». Между о.Матвеем и И.В.Гоголем бьши очень близкие отношения. Человек,избранный Гоголем в свои духовники, бьш близок ему по qув­ ствам и сердцу. Не мало было высказываний, в которых Матвею Александровичу ставилось в вину то, что Гоголь уничтожил второй том 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1