Бологовские странички

«Мертвых душ» и ушел в религиозную мистику. Отца Матвея называли мракобесом и изувером . Д. С . Мережковский назьmал о . Матвея непримиримым фанатиком и ас­ кетом, расколовшим подобно твердому дубовому клину «раздвоенное су­ щество Гоголя» . По высказьmанию Н. Грешищева : ~< Гоголь весь под'fИНен Матвею , от­ сек собствеl-Пf}'Ю свою волю» . В.В . Вересаев назьmает отца Матвея « фанатиком-изувером , имевшим самое гибельное влияние на Гоголя» . Отрицательно отзьmается о роли о . Матвея и Владимир Набоков. Но нужно верить и самой исторической правде и интуиции Гоголя . Он не мог выбрать человека, с темной душой мракобеса. В Ржевском протоирее видел Н.В . Гоrолъ живой пример и образец русского священнослужнтеля . Гоголь сЧJПал его незаурядным , сильным, если не глубиной ума и ученостью, то волей и твердостью веры протоиреем . Несомненно отец Матвей имел особое влияние на Гоголя. Как писал К.Мочульский, о.Матвей это - «мудрый пастырь,сыrравший rnавную роль в религиозном возрождении писателя». Мечующаяся в пус­ тыне боrоотставтmности душа Гоголя тянулась к отцу Матвею . Очень много пережил Н.В . Гоrоль после выхода из печати его книги «Выбранные места» . От него отвернулись и друзья-доброжелатели и цер!_(овные пастыри. Его не замечали. - С.Т. Аксаков, друг Н. В .Гоrоля, в своем письме ему от 27 января 1847 года из Москвы по поводу выхода «Выбранных мест» тmшет Гoromo : <<друг мой! Если вы желали произвести шум, желали , чтобы высказались и хва­ лители и порицатели ваши, которые теперь отчасти переменились места­ ми, то вы вполне достиrnи своей цели . Если это бьша с вашей стороны шутка, то успех превзошел самые смелые ожидания; все одурачено ... Но увы! Нельзя мне обмануть себя: вы искренне подумали, что призвание ваше состоит в возвещании людям высоких нравственных истин в форме рассуждений и поучений, которых образчик содержится в вашей книге ... Вы грубо и жалко ошиблись . Вы совершенно сбились, запутались, противоре'iИТе сами себе беспрестанно и думая служнтъ небу и человече­ ству, оскорбляете и бога и человека ...» Архимандрит Федор (А.Бухарев) сумел понять, что «Переписка>> Гого­ ля уходит своими корнями в особешюсти личности Н.В.Гоrоля и обстоя­ тельства всей его жизни. По его оценке «Переписка» - есть закономерный этап творчества>>, «Последний, самый естественный плод или последнее звено», до которого дошло «стройное, поэтическое и духовное развитие» художника. И в том числе развитие религиозное, когда писатель уже просто 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1