Бологовские странички

слушания и не допускали к ним никакой вольности и поблажек. Приводим для примера отрьшок из инструкции для дядьки, посланно­ го в Полоцкую коллегию с барским сыном : «. Проси, чтоб за сыном моим крайне набmодали , да бы вел себя благочинно, по садам не бегал,платье берег и не драл . Учи , как порядочно притить к людям поклонитца, сидеть за столом , говорить учтиво . Ежели усмотришь леность, учителей проси, чтоб не жалели , наказьmали . Заставляй его перемежно моJШТься Богу. В среду и пятницу, чтоб 01100дь мяса не ел , в чем усиленно проси учителя А буде ты еще упустишь и будет он нехорош и в поступках дурен , не надейся никакой милости от меня ... » Живой непоседливый подросток допускал шалости и вольности, не вписывался в установленньiе нормы правил поведения . Его неспокойная натура не прижилась в коллегиуме и вот Эрнстов уже в Царском селе. Сна­ чала в Лицейском благородном пансионе, а потом с 1815 года в Лицее. Здесь он быстро познакомился и сдружился с лицеистами первого выпус­ ка , своими сверстниками . Чем же отличался Лицей от других учебных за­ ведений? Приводим воспоМIО-1ания самих лицеистов : (см . Илличевский, письмо от 2 сентября 1815г.) « Наше Царское село в летние дни есть Петербург - в миниrnоре. И у нас есть вечерние гуляния, в саду музыка и песни, иногда театры .. . Спек­ такли - наше первое и почти единственное удовольствие» . Лицей давал универсальное энциклопедическое образование . }1з лице­ истов готовили высокообразованных чиновников для работы в административно-государственной, судебной и дипломатической службе. Не обязательно бьшо овладеть всеми предметами на отлично. Чем-то ли­ цеист владеет отлично, а что-то только познает. Основным требованием педагогики было : «научить, заставить воспи­ танников мыслить . Педагог не должен «терпеть», чтобы они употребляли слова без ясных идей» . Учителя и воспитатели Лицея прежде всего дорожили несхожестью питомцев . Их задачей бьшо не проглядеть талант, увидеть,постичь индивидуальность личности, ее возможности, помочь выразить и проявить себя . В лицее изучались нравственные (в первую очередь правовые) науки, физико-математические науки, изящные науки, словесность, историко-географические и военные науки . Помимо русского языка изучались : немецкий, французский и латинский. Все изучали музы­ ку, поэзию, фехтование, рисование,танцы . Лицейские педагоги сами со­ здавали свои учебники, программы и курсы, разрабатывали свою методо­ логюо и методику обучения . Они не бьmи учителями в сегодняшнем смыс­ ле, а были просветителями. Каждый из них соединял в себе ученого и 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1