Бологовские странички

учителя . Они несли лицеистам собственное открьпие мира, свой опыт по ­ знания . Каждый из них был «авторской школой)) . Весь смысл учения заключался в том, чтобы научить лицеистов мыс­ лить. В лицее бьша захватывающая атмосфера творчества, своя Академия культуры, которую целеустремленно и настойчиво создавали лицейские педагоги . Наставники и воспитанники лицея жили на полном доверии друг к другу, одними чувствами и заботами. После обязательных занятий было простое человеческое общение, но не праздное. Свободное время обеспе­ чивало духовное развитие лицеистов . Это бьши домашние встречи за чаем , чтение, театр, выпуск рукописных журналов . Лицеист - поэт Илличевский так писал о занятиях в лицее: «Благодаря Бога , у нас по крайней мере царствует свобода, в классах б ываем недолго: 7 часов в день; больших уроков не имеем ; летом досуг проводим в прогулке , зимою - в чтении книт, иногда представляем театр, а начальниками обхо ­ димся без страха, шуrим с ними, смеемся ... » Распорядок дня в лицее, по рассказу И.И.Пущина, был следующим : «Вставали мы по звонку в шесть часов . Одевались , шли на молитву в залу. Молитву читали вслух по очереди . От 7 до 9 часов - класс . В 9 часов - чай ; прогулка - до I О часов . От 1 О до 12 - класс . От 12 до часу - прогулка . В час - обед. От 2 до 3 - или чистописание , или рисование . От 3 до 5 - класс. В 5 часов - чай ; до 6 - прогулка, потом повторение уроков или вспо­ могательный класс . По средам и субботам - таицеванье или фектованье. Каждую субботу - баня. В половине 9-го часа- звонок к ужину. После ужи­ на до 10 часов - рекреация. В 10 - вечерняя молитва, сою>. В лицее и после его окончания Эристов бьш особенно близок с Дель­ ви rом и Яковлевым . Входил в литературный кружок Дельвиrа, Баратынского, Эртеля В . А., где Пушкин в 1818 году бывал почти ежеднев­ но. С А. С. Пушкиным Эрнстов жил в лицее на одном коридоре, также встречался с ним на уроках музыки в классе Теппера де Ферrюсона. Учил­ ся Эрнстов в лицее хорошо, но при должном желании и прилежании мог бы учиться лучше . Начальство лицея в феврале 1818 года дает такую характеристику ли­ цеисту Эристову: «Дарования очень хорошие, успехи хорошие, но совсем несоответ­ ствующие его способностям . Не всегда прилежен и часто весьма невнима­ телен. Считая себя во многих предметах уже достаточно сведущим , принебреrает оными и, вместо основательного ими занятия, поверхностно только ими занимается. В классе не всеrда ведет себя так, как бы надлежа­ ло. Он из числа тех, которые в младшем возрасте бьши прилежнее>>. Д.А.Эристов был выпущен из лицея с чином коллежского секретаря и 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1