Бологовские странички

ния - 1809r.рождения (4 марта) . О Василии Максимовиче известно, что он в 1754 году грамотой императрицы Елизаветы Петровны бьm удостоен офи­ церского звания . Служил в армии , потом вышел в отставку и жил в Выш­ неволоцком уезде (теперь Удомельский район) . Его сын Степан Васильевич окончил сухопуrный шляхетный кадетский корпус в феврале 1785 года. После воеююй службы Степан Васильевич Пуrятин жил в своей усадьбе на Удомельской земле по соседству с художником А.Г. Венециановым и помещиками Милюковыми, с которыми и породнился, взяв в жены Любовь Ивановну Милюкову. Венецианов был любезным и частым гостем в этой семье. Когда художник ехал к соседям один «без потрохов», то забирал с собой холст, ящик с красками , любимую палитру и писал в усадьбах пор­ треты помещиков и их детей . Так появились на свет портреты детей Сте­ пана Васильевича» Пуrятина - Веры,Плаrона, Арсения, портреты помещи­ ков Милюкова, Полторацкого, Стромиловой-Балкашиной и других. Летом 1841 года ученик Венецианова - Федор писал Дубровский по­ гост. Картина была куплена императором за 500 рублей . Другой ученик Ве­ нецианова' - Григорий Сорока расписывал храм в селе Костовском, при­ надлежащем ПуrятЮIЬIМ . Среди первых деревенских портретов Венецианов написал портреты детей Степана Васильевича Путятина - Веры, Платона и Арсения . В необыкновенно живых, привлекательных и прелестных детских пор­ третах двух мальчиков Венецианов очень естественно и с особой про~ш­ цательностью показал зрителям мир чистой детской души. Как разительно несхожи характеры братьев . Платон имеет замкнутый,отqужденный, суровый характер . В нем все подчеркнуто строго, прямо,подобрано - аккуратно . Резко выпремленная спина, Н'Э.пряженная поза . Костюм застегнут на все пугови­ цы. Плотно сжаты тонкие губы маленького рта. Большие красивые rnaзa смотрят неприветливо и отqужденно. Арсений - сама мягкость и доверчивость. В его круrnом добром лице ощущается радостная готовность к улыбке. Большие красивые rnaзa пол­ ны поэтической меqтательности . Полные губы большого пухлого рта име­ ют мягкие и округлые очертания . В фигуре нет напряжения. В руках ка­ рандаш и тетрадь. Мы уrадьmаем в Арсении натуру, склонную к мечтаниям и умственным занятиям . Через 5-6 лет Венецианов rшшет портрет княгини Веры Степановны Путятиной, и снова где-то в 1820 году возвращается к своим повзрослев­ шим героям. Мы, сравнивая первые и вторые портреты, видим, какие ра­ зительные перемены произошли с повзрослевшими братьями. ХудоЖЮD< 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1