Зубчане в истории и культуре Отечества

Палласа. В ходе её работы он в 1771 году совершил самостоя­ тельное путешествие в Обдорск (нынешний салехард) для об­ следования Оби до «Ледяного моря» и изучения остяков (ханты) и самоедов (ненцев) . В отряд, помимо Зуева , вошли « чучель­ ник» К. Шумский , егерь Ерофеев и проводник-переводчик хан­ ты Вану. Экспедиция проделала путь из Тобольска до Демьяне­ кой слободы на санях , до Берёзова - на собачьих упряжках , до Обдорского городка - на лодках. Во времена э кспедиции Зуева торговая жизнь Обдорска шла довольно сносно, он был центром русского торгового капи ­ тала на Обском Севере. На хлеб , водку и промышленные товары обдорские жители выменивали у ненцев пушнину, рыбу, кожи и выгодно продавали берёзовским купцам . Далее отряд Зуева проследовал около 600 вёрст на оленях через заболоченную тундру и впервые пересёк Полярный Урал до Карского залива и устья реки Кары . Василию Фёдоровичу вы­ пала честь первому составить описания ямалъской тундры и её обитателей . Характеристика , данная им хантам и ненцам , очень интересна: «Дики и грубы , но просты и милостивы , для себя ску­ пы, а для русских - щедры . Трудолюбивы , прилежны , особенно женщины . Честны , ласковы и уступчивы в спорах , согласны с соседями , легкомысленны , верны и справедливы» . Зуев описал имущественное неравенство , детально рассказал о примерах и способах охоты и рыбной ловли, о заготовке продовольствия впрок. Недуги они шаманством , прижиrаниями и рыбьим жиром. Коренные жители Севера были идолопоклонниками. Не­ далеко от Обдорска находился «почитаемый во всём роде бог и славной изо всех идол». Сюда съезжались со всех мест ко­ чевники воздать молитву. Население упорно придерживалось своей веры. Чтооы подчинить себе свободолюбивых абориге­ нов , царское правительство насаждало местную родословную знать - «князцов». Но, как отмечал Зуев , они не пользовались уважением у населения. Ненцев и хантов приводили к присяге верности царице Екатерине. Зуев приводит любопытный текст присяги: «Если я моему государю до конца жизни верен не буду, 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1