Зубчане в истории и культуре Отечества

театра Государственного народного дома им . Карла Либкнехта и Розы Люксембург, заключив с ним договор 5 июня 1931 года. 22 августа, уже по возвращении из Зубцова , он закончил первую редакцию текста. В личном фонде писателя в Россий­ ской государственной библиотеке сохранилась тетрадь с чер­ новой рукописью «Адама и Евы», где часть страниц заполнена рукой Л.Е. Белозерской , но основная масса текста - автограф Булгакова, содержащий множество сокращений , вписываний и исправлений чернилами и карандашом . Осенью пьесу прочитал командующий Военно-воздушными силами РККА Яков Алк­ снис и сказал , что «ставить эту пьесу нельзя , так как погибает Ленинград» . Булгаков написал вторую редакцию , исключив все острые моменты , так или иначе затрагивающие современность (упоминание о газете «Правда» , рассуждения Пончика о жур­ нале «Безбожник» , описание агентов ОГПУ и др.) , но и она не прошла цензуру. Положение самого Булгакова в эти годы было критическим: пьесы запрещены, проза не публиковалась , и это наверняка со­ общило герою «Адама и Евы» особую напряжённость чувств. За неделю до заключения договора на пьесу, 30 мая , Булгаков писал Сталину : «С конца 1930-го года я хвораю тяжелой фор­ мой нейрастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен». Правда , есть на этот счёт и другая точка зрения . Недавно луч­ ший , по моему мнению, писатель России , лауреат премии «Три­ умф» за 201 О год, непревзойдённый иранист и тонкий исследо­ ватель нынешней нашей жизни Вячеслав Пьецух , проживающий попеременно в Москве и деревне Устье Зубцовского района, на­ писал в своём эссе «Литературоведение против часовой стрел­ ки»: «Михаил Афанасьевич заслал к нам сатану Воланда для того, чтобы он хоть на бумаге вывез последнего русского гения за рубеж. Это почти забавно, но сам Булгаков ни о чём так не меч­ тал, как о четырёхкомнатной квартире в центре Москвы и о том, как бы ему вырваться из СССР, людей посмотреть и себя пока­ зать, надышаться воздухом свободы , отдохнуть от Сталина и его 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1