Зубчане в истории и культуре Отечества

присных , приобрести настоящие писчие принадлежности и ула­ дить со своими европейскими контрагентами кое-какие финан­ совые дела . Булгаков-то мечтал , да его не пускали дальше города Зубцова Тверской области , и заместо воздуха свободы (то есть света) обеспечили трёхкомнатной квартирой в центре Москвы , которую он невзлюбил за то , что она была не четырёхкомнатная , отличной работой, приличным жалованием и гонорарами (то есть покоем) , когда у нас только что гильотины не стояли на площа­ дях . Правда, сочинения Михаила Афанасьевича почти не печата­ ли , спектакли по его пьесам изымали из репертуара, но Платонов в эти годы , по преданию , тротуары мёл , Мандельштам с Эрдма­ ном по ссылкам мыкались , Бабеля и Пильняка походя расстреля­ ли , и 99 процентов населения империи разве догадывались , что в городах существуют такие квартиры , где не бывает очередей в уборную и хозяйки не лаются на разные голоса». Пьеса «Адам и Ева» впервые вышла из печати в 1971 году в Париже в издательстве Н. А . Струве «ИМКА-пресс» , а в СССР ­ в июне 1987 года в журнале «Октябрь» . «Кабалу святош» - полную аллюзий с современностью пьесу о Мольере и Людовике XIV - Булгаков переделывал в июле 1931 года в Зубцове в последний раз после ряда запреще­ ний. Написал он её ещё в октябре-декабре 1929 года, 19 января 1930 года читал её в МХАТе, и она была принята к постановке , но уже 18 марта запрещена Главным репертуарным комитетом. Булгаков был упорен в желании видеть пьесу на сцене, поэтому взял рукопись в Зубцов для переработки . После того как состо­ ялся разговор Сталина с автором и после дополнительного вме­ шательства Максима Горького в октябре 1931 года постановка «Кабалы святош» была разрешена. С марта 1932 года начались первые репетиции , но только в феврале 1936 года состоялась успешная премьера. Булгаков однажды просто не вытерпел и попенял Станиславскому: «Ведь уже пять лет тянется это , сил больше нет, Константин Сергеевич!» О чём же всё-таки эта загадочная «Кабала святош»? О силе власти и не меньшей силе художника, о дружбе и сотрудничест- 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1