Зубчане в истории и культуре Отечества

ве , о любви и предательстве , а в целом - о жизни во всех глав­ ных её измерения х. Булгаков на репетициях высказывался так: прежде всего , мол , он стремился «дать жизнь простого челове­ ка» , запал ьчивого , вспыльчивого , совершенно не сознававшего «своего большого з нач ения» . Станиславский , видимо , внутрен ­ н е отождествлял себя с Мольером (гений!) и просил Булгакова поработать над текстом ещё . И Михаил Афанасьевич , создав­ ший н е вписывающуюся ни в каки е жанровые рамки трагикоме­ дию ч ело веческого одиночества , скрипя пером и с крепя сердце , переписывал диалоги Мольера с Королём-Солнцем . История последни х дней великого Мольера и его взаимо­ отношений с Людовиком XIV описана Булгаковым с таким тонким пониманием людей театра , что многие постановки его «Кабалы святош» становились знаковыми для своего времени . Легендарным Мольером, по свидетельствам искушённых зри­ телей , был Юрий Любимов в спектакле Анатолия Эфроса , заме­ чательно играл его Олег Ефремов , по-своему трактовали Игорь Кваша и Олег Табаков . То это был гениальный драматург, то запутавшийся в любовных сетях усталый немолодой мужчина , то искромётный лицедей с множеством масок, то ловкий и лу­ кавый приближённый короля , то отважный защитник актёров . Как написала театровед Елена Груева в реценз ии на новую постановку «Кабалы святош» в Малом театре , «в наше время , когда власть вдруг обратила свой заинтересованный взор на идеологию нашей с вами культуры , на первый план выплывает отчаянная попытка художника как-то договориться с королем , не поступившись при этом собственной художественной верой . Булгаков писал о Мольере и Людовике XlV, имея в виду себя и Сталина, Ефремов играл про себя и Брежнева . И вот год назад Александр Ширвиндт в Театре Сатиры, а теперь и Юрий Соло­ мин в родном Малом театре пытаются от имени французского классика выяснить свои отношения и с властью, и с собствен­ ной актёрской долей. А они ох какие непростые ... » Много художественных мировоззренqеских , тических вопросов поставил перед нами Михаил Булгаков на страницах 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1