Зубчане в истории и культуре Отечества

Русская опера до него почти не существовала , и он фактиче­ ски положил ей основание . Для начала Александр Михайлович решил ставить на русском языке большие оперы иностранных композиторов. Первым таким опытом была постановка в 1835 году оперы Мейербера «Роберт Дьявол» . Благодаря приглашён­ ному из Италии капельмейстеру Кавоса успех был полным , ока­ зался блестящим , и в тот сезон в Мариинском театре прошли также премьеры опер Россини , Обера и Герольда . Постановка в 1836 году «Жизни за царя» гениального Михаила Глинки поло­ жила начало русской опере . Гедеонов обращал внимание и на драму : в Александрин­ ском театре в Санкт-Петербурге были поставлены гоголевские «Ревизор» ( I836) и «Женитьба» ( 1842) . В то же время из вестно , что Лермонтов дважды письменно обращался к нему (в октябре и декабре I835 года) с просьбой разрешить постановку «Маска­ рада» на петербургской сцене. Ответ Гедеонова не сохранился , но можно утверждать, что никакой помощи от него Лермонтов не получил. В 1846 году Гедеонову был присвоен чин действительного тайного советника, а вскоре он стал директором Император­ ских театров обеих столиц. Но в этой должности Александр Михайлович не преуспел, запустив хозяйственные и финансо­ вые дела. К интересам искусства он относился прохладно , сак­ тёрами был груб, но те всё равно ценили его за справедливость . Гедеонов разделил оперную и драматическую труппы Алек­ сандринского театра отдавая предпочтение опере и балету и сократив дотации на драматические труппы Александринскоrо и Малого театров. С течением времени Гедеонов всё внимание обратил на балет, а в последние годы своего директорства - на француз­ ский театр. Балет достиг высокой степени процветания , и Пе­ тербург в этом отношении превзошёл все европейские столицы в особенности с приездом Тальони. Балет пополнялся воспитан­ ницами Театрального училища, и Гедеонов обращал большое внимание на это учебное заведение , отдавая предпочтение при 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1