Картины по русской истории. № 5 1908 г.

— 6 — сидя на крыльцѣ своего дома. Кругомъ собирались дружинники. На дворѣ задолго до появленія князя толпились уже тяжущіеся и обви ­ няемые, свидѣтели и просто любопытные. Одинъ за другимъ подходили тяжущіеся и обвиняемые къ крыльцу, разсказывали князю, въ чемъ заключается тяжба, или какое престу ­ пленіе совершилъ обвиняемый, и князь, поговори съ дружинниками, выслушавъ хорошо знающихъ старые обычаи людей, стариковъ, и свидѣтелей-послуховъ, ставилъ свой приговоръ <по старинѣ и по пошлинѣ», т.-е. по обычаю, какой поіпелъ отъ предковъ. Кромѣ наказанія, виноватая сторона платила штрафъ въ пользу князя. Писанаго закона тогда не существовало, и приговоръ ставился па основаніи обычая, устно передававшагося отъ отца къ сыну, изъ поколѣнія въ поколѣніе. Обычай основывался на есте ­ ственныхъ побужденіяхъ человѣческой природы и мало считался съ какими-либо нравственными ограниченіями. Убьетъ кто-нибудь человѣка, близкіе родичи убитаго изъ естественнаго чувства мести старались убить погубителя. Побьютъ кого — побитый чувствуетъ злобу и стремится выместить ее на обидчикѣ. Украдутъ у кого-либо, потерпѣвшій, попятно, старается отыскать вора, отобрать у него похищенное, да еще постарается причинить вору какое-либо зло, чтобы отвадить его отъ воровства. Такого рода побужденія и легли въ основу судебныхъ обычаевъ древности. «Око за око, зубъ за зубъ, кровь за кровь» — вотъ ос ­ новной смыслъ ихъ. Принятіе и распространеніе христіанства нанесло рѣшительный ударъ такому положенію дѣла. Христіанство учило людей любить другъ друга, воздавать добромъ за зло, прощать враговъ. Христіан ­ ское ученіе говорило, что преступленіе, зло, нанесенное брату-чело- вѣку' другимъ человѣкомъ, есть не только ущербъ, наносимый однимъ другому и нарушеніе обычая людей, но и грѣхъ передъ Богомъ. Благодаря христіанству и стали исчезать жестокіе обычаи въ родѣ кровавой мести за убійство. Съ распространеніемъ христіанства па Руси судебную власть по- лучплп и епископы. Они, во-первыхъ, судили всѣхъ людей по всѣмъ церковнымъ дѣламъ, имъ подвѣдомственны были, напримѣръ, такія

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1