Тверские памятные даты на 2004 год

Тве"скnе памятные lIiJTbI на 2004 rOIl Родился 22 сентября 1904 г. в деревне Чижово Бежецко­ го у. Тверской губернии в семье дьякона. «С малых лет я не мыс­ лил жизни без песни - вспоминает он в своей книге «Жизнь артиста» - при всяком удобном случае старался принять участие в хоровом пении. По современным профессиональным поняти­ ям хор - это большой ансамбль, но мы тогда даже в семейном кругу организовывали свой «хорик» - пусть он состоял из нес­ кольких человек, главное, чтобы каждый обладал тонким музы­ кальным слухом и приличным голосом». у отца Алексея Иванова - Петра Михайловича - был хоро­ ший бас и когда-то, учась в Тверской семинарии, он пел в семи­ нарском, а потом и в архиерейском хоре Спасо-Преображенско­ го собора. В семинарии давали неплохое музыкальное образова­ ние, и отец свободно читал ноты с листа и чисто солЬфеджировал. Этому он учил и своих детей, задавая тональность по камертону и требуя чистой интонации. В 1915 г. Алексей Иванов поступил в Бежецкое реальное училище. Здесь его любимыми предметами стали пение, рисова­ ние и декламация. В основном, благодаря усилиям педагогов­ наставников П. С. Виноградова, И . М. Костенко и Н. В. Стружен­ ского. Алексей с удовольствием пел в детском хоре и вскоре стал его солистом . Затем он поступает в Тверской педагогический институт. Н. П. Ишиев пригласил его петь в студенческом хоре. После одного из выступлений Николай Пименович сказал: «Отнеситесь К моим словам серьезно ... Не оставляйте пения. Поверьте, мо­ жет быть, именно в этом Ваше призвание. Через годик-другой Вам надо обязательно заняться постановкой голоса. У Вас есть все - голос, слух, музыкальность». Алексей Петрович вспоминает, что в 1920-х гг. Тверь посе­ щали лучшие артисты Москвы и Петрограда: С. Мигай, Н. Обу­ хова, Е. Катульская ... Но наибольшую любовь Алексея Иванова снискал все же Григорий Пирогов, после эмиграции Шаляпина первый бас России. «Только лучший виолончелист мог сравниться с пироговской кантиленой! - пишет д. П. Иванов в своих воспо­ минаниях. На пути в большое искусство Алексею Иванову в Твери по­ могали многие: учитель пения В. С. Фессалоницкий, дирижер Н . М. Сидельников, любитель музыки П. И. Лерх. Однако, ре­ шающую роль сыграла М. Э . Ланская, в прошлом певица, а в 1920-х ГГ.- вокальный педагог. « ... Я благодарен Ланской уже за то, что она безоговорочно поверила в меня, поставила передо мной новую цель в жизни - стать певцом, вдохнула Апексе'; ПеТDОВn" nва,.,ов (1904-1982) 100 пет СО IIНЯ "ОJlUJенnя 75 уверенность в колеблющуюся душу юнца, стоящего на рас­ путье»,- запишет он впоследствии. В 1928 г. Алексей Иванов поступил в Ленинградскую кон­ серваторию, в класс профессора Г. д. Боссе, оказавшись в чис­ ле четырех, выбранных из пятидесяти преrендентов. Во время учебы в консерватории главным для молодого певца были занятия в оперной студии под руководством М. Г. Климова. С ним Алексей проходил партию Скарпиа в опе­ ре «Тоска» Пуччини, Томского В «Пиковой даме» Чайковского, а также партию Иисуса Христа в «Страстях по Матфею» Баха. Среди консерваторских наставников д. Иванова выделял­ ся знаменитый в прошлом певец - бас И. В. Ершов. «Это был подлинный художник-мыслитель - вспоминает впоследствии д. П . Иванов,- под руководством которого работа приносила много творческих радостей, несмотря на огромные трудности, сопряженные с его методом». С Ершовым связана работа над образом Грязного в опере Римского-Корсакова «Царская невес­ та» , над партиями Демона в одноименной опере Рубинштейна, а также Фигаро и Графа в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Д потом был Малый оперный театр в Ленинграде, где д. П . Иванов готовил сценические работы под руководством ди­ рижера С. д. Самосуда. Самосуд славился тщательной подго­ товкой оперных спектаклей, и к уже имеющемуся репертуару д. Иванова добавились Эскамильо в « Кармен» Бизе, Митька в популярной в то время опере «Тихий Дон» Дзержинского и Бо­ рис Тимофеевич в опере «Нос» Шостаковича. С 1936 по 1938 гг. Алексей Петрович Иванов поет на сцене периферийных театров: в Саратове - Амонасро в <ФJAде» и Риго­ летто в операх Дж. Верди, Демона в одноименной опере Рубин­ штейна, Томского в «Пиковой даме» Чайковского. В Горьковском театре оперы и балета - партию Грязного в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Провинциальная сцена дала певцу бесцен­ ный ОПЫТ, который, безусловно, пригодился впоследствии. В 1938 г. д. Иванов становится солистом Большого театра. С ГдБТом связан самый плодотворный период жизни и творчест­ ва певца, который был к тому времени достаточно известным. В своей книге Алексей Петрович вспоминает о работе над пар­ тией Мурмана в опере Палиашвили «дбесалом И Этери», Беса в опере Чайковского «Черевички», Шакловитого в опере Мусорг­ ского «Хованщина». Его партнерами по сцене были М. П. Макса­ кова иВ. В. Барсова, Б. М. Евлахов и С. Н. Стрельцов. Последни­ ми работами д. П. Иванова в Большом театре были партии Ни­ киты Курлятева в опере «Чародейка» Чайковского и Фальстафа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1