В чем величие Михаила Тверского

бер!!тся последнее письменное упоминание о "баскаках", и с этого момента, щ>лагают они, сбор дани для Орды взяли на себя Великие киязья. А.А.Зимин считает, что это произошло в период кияжения Ивана Калиты. Но информация, содержащаяся в повести, это не опосредованные расчёты, а докумеlПальное, письменное свидетельство того, что этим правом уже обладал Михаил Тверской. Во всяком случае, взгляд беспристрасного исследователя Э.Клюга достаточно определ!!нен: "Всё же Михаил Ярославич бьш первым великим князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимаиие податей для Орды" . 74) А теперь, прежде чем говорить о последствиях, которые могло нметь право на собирание дани для Орды, необходимо более пристальио взглянуть на государственную деятельность Михаила Ярославича, которой автор "Очерков" почти не уделил виимания. Прежде Bcero, был ли он не по рождению, а по природе, выражаясь современным языком, лидером, вождём? Он был могучего телосложеиия, широко образованным, глубоко верующим человеком, воспитанным матерью Ксенией и епископом Симеоиом в строгости русского православия. Думается, что можно доверять характеристике, данной ему в Тверской летописи, сохранившейся после московской цензуры:" ... телом преболнй человек, креплей, сановит велми и смыслёи паче мнозех, взором и грозен и преудивлен, преизлише всякого человека; страшен быв ратным, в мнозех временах показав мужество свое и добрый ирав, .. . бе бо сам вздрьжася от похоти пьянства, ... часто вспоминаша подвигы и терпениа святых мученик, иже пострадаша веры ради Христовы, желаа сам тоа чаши испити ..." 75) Видела ли в Михаиле Я~ославиче церковь и сама Русь человека, способного объедннить Русичей? Если взаимоотношения с митрополитом Петром привели к трагическому противостоянию, то предшествующий Петру митрополит Максим, умерший в 1307 г., связывал, вероятно, с Михаилом далеко идущие планы. Вспомним как об этом пишет А.Е.Пресняков:"Митрополит Максим усмотрел в тверском князе ту силу, которая способна "привести к едииству власть мирскую",согласно с тягой к Михаилу Ярославичу великокняжеского боярства." 76) Обратимся к документам последних лет жизнн Михаила Ярославича. Вот как начинается "Послаиие Нифоита, патриарха Константинограда .. .": "Богом прославленному и благочестивому сынови духовному нашего смирения Михаилу, великому князю всея Руси". А это из послания монаха Акиндина : "Богом сохранённому и блаroчестивому и благочестия держателю, великому князю Михаилу, и честному самодержьцю русского настолования." Эти выдержки почерпнуты из известной работы М.А.Дьяконова "Кто был первый князь "всея Руси".77) В своей работе М.А.Дьяконов, исследовав документы, приходит к выводу, что "тверской князь Михаил Ярославич титуловал себя, по крайней мере во внешних сношениях, Великим князем всея Руси." Разумеется, чрезвычайно важио, что Михаил Тверской стал первым называться "Великим князем всея Руси". для нашего исследования важнее то, что он сам называл себя так "во внешних сношениях", а его соотечественник и сподвижник монах Акиндин обращался к нему как к "самодержцу", который "царь есть в своей земли" . "Самодержец" "всея Руси" - это означает не только 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1