Петербург - Москва. Постройка дороги 1842-1851

Лишь промышленный переворот в Англии, от­ крывший эру крупной промышленности, поставив­ ший в строй ткацкие, прядильные и другие ма­ шины, ускорил развитие и совершенствование путей сообщения. В 1748 г. впервые из Америки поступило восемь тюков хлопка. Через 70 лет эта цифра выросла до пяти миллионов. В тридцатых годах XIX столетия обороты внешней торговли Великобритании в среднем ежегодно выражались в сумме свыше 85 миллионов фунтов стерлингов. Существовавшие пути сообщения уже перестали удовлетворять английское купечество. Хлопок, кото­ рый перевозили из Ливерпульского порта в Ман­ честер, задерживался в дороге месяцами. Путь из Америки через Атлантический океан хлопок про­ ходил быстрее, нежели 50 километров между этими двумя городами. Хлопчатобумажные ткани доставля­ лись из Манчестера в Ливерпуль по шоссе на выоч­ ных лошадях. Правда, Ливерпуль и Манчестер были соединены двумя каналами, принадлежавшими знат­ ному лорду. Однако высокие тарифы перевозки и ма­ лая пропускная способность этих каналов никак не отвечали интересам английских торговцев. "Средства транспорта и сношеНИЙ,-писал Маркс,­ аавещанные мануфактурным периодом, скоро превра­ тились в невыносимые путы для крупной промышлен­ ности С ее лихорадочным темпом производства, ее массовыми размерами, с ее постоянным перебрасыва­ нием масс капитала и рабочих из одной сферы произ­ водства в другую и с созданными ею новыми связями, расширяющимися в мировой рынок". Вот почему купцы и промышленники материально поддержали практическое осуществление железных дор ог. Остальные имущие классы встретили это сме­ лое начинание враждебно. Владельды крупных лати­ фундий крепr~о цеплялись за свои феодальные приви­ легии. Боясь отчуждения земельных владений, через которые должны были пройти железные дороги, они жестоко противодействовали железнодорожному строи­ тельс'l'ВУ. В такт феодалам вторили защищавшие свои 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1