Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

39 присутствуют на этих церемониях. После всех этих носителей сле- довал священник, держа в руке палочку, сверху согнутую;   24 одет он был в белую ризу, на плечах вышитую красным и желтым; на спине нашиты два маленьких крестика и один большой; из-под ризы висели длинные кисти. Затем шли крестьяне с непокрытой головой, женщи- ны за мужчинами. Так они шли к реке, где во льду была вырублена большая квадратная прорубь. Вокруг нее все остановились, женщины с одной, мужчины с другой стороны. Позади попа стояли двое его помощников. На двух углах проруби стояли по одному мужчине, каж- дый из них держал связку горящих восковых свечей над самой водой, так что воск капал в нее; эти капли считали священными, вылавли- вали и сохраняли как лекарство. Поп, благословив людей, начал петь по книге; он часто крестился, и все люди, при некоторых его словах, тоже кланялись и крестились; затем он кадил ладаном воду, идя во- круг проруби, и делал это на каждом углу; таким же образом окуривал все иконы, по три раза каждую, а также людей, но знатных усерднее, чем простолюдинов. После этого дьяконы – те двое, которые стояли сзади священника, – начали читать из большой книги, по-видимому, Поклонение волхвов. Тем временем поп сказал несколько слов, после чего и он сам, и все остальные кланялись и крестились. Это чтение шло так же, как у католиков во время обедни, полупевуче. После этого поп принял другую книгу и читал недолго, а двое дьяконов там, где пола- галось, говорили: «Господи, помилуй», при этом весь народ кланялся и крестился. Покончив с этим, он снова взял кадило и окурил три раза воду; затем взял три горящие свечи и трижды благословил ими воду, но еще перед этим он благословил воду двумя пальцами. После этого взял медный крест и, держа его над водой, сказал по-русски несколько слов, благословил воду этим крестом, трижды опуская его в прорубь, а воду, которая стекала с креста, собрали в сосуд. Он поворачивал крест под водой; до этого он благословил воду своим дыханием, три раза крестообразно дуя над прорубью. Следует знать, что во время всех этих действий, между каждым из этих благословений, он долго читал. После этого представления он молился за царя, царицу, царе- вича и т. д., затем зачерпнул воды и долил дополна сосуд, где нахо- дились капли от креста, при этом он и дьяконы пели. Затем подошел один отец и окунул своего ребенка, больного водянкой, три раза с го- ловой в воду: это делалось для выздоровления больного или для бу- дущего блаженства умирающего. Каждый спешил зачерпнуть своим кувшином освященную воду, и все присутствующие смочили ею глаза и лицо, не обтираясь. Между тем зажгли маленькие свечки, которые 24 Вероятно, посох. Н иколас В итсен . 1665

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1