Тверь в записках путешественников. Вып.2

144 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX по нему проходит много судов из Каспийского моря в Петербург, но обратно они не возвращаются, а продаются там. 3 ния при средних горизонтах воды достигала 30 км/ч. Судовой ход был извилист и осложнен каменными глыбами и глубокими ямами, образующими водовороты. Поэтому движение судов по Мсте осуществлялось только в низовом направле- нии, в сторону Петербурга. В 1748–1752 гг. М. И. Сердюков построил три пло- тины на притоках Мсты Березайке, Увери и притоке Березайки Кемке, провел работы по уборке камней и спрямлению судового хода. В 1768 г. в истоке Мсты был сооружен Мстинский гидроузел, в результате чего вместе с оз. Мстино образовалось обширное водохранилище; в верховьях Мсты было создано два водохранилища и шесть водохранилищ на притоках. В 1765–1773 гг. по сис- теме ежегодно пропускалось в среднем до 3 000 судов с грузом до 250 тыс. т. Для упорядочения эксплуатации системы в 1778 г. Сенат утвердил штат работ- ников по ее обслуживанию, а саму ее разделил на три части: Вышневолоцкую (от Твери до Мстинского шлюза), Мстинскую (от Мстинского шлюза до Нов- города) и Волховскую (от Новгорода до Ладожского канала). 3 С увеличением в 1820-е гг. площади Заводского водохранилища до 68 км 2 судоходство на Тверце после спада весенних вод стало поддерживаться в тече- ние 100–130 дней, караваны судов, проходившие через шлюз, увеличились до 1500 единиц. Зимовки судов происходили только в засушливые годы, как в 1827 г., когда после необыкновенно сухого лета осенний караван из 1555 судов с грузом стоимостью около 19 млн. руб. зимовал на участке от Твери до Борович- ских порогов. В 1834 г. на Мсте выше порогов зимовало 549 судов, в 1835 г. – 477, в 1838 г. – 577. Груз в этих случаях приходил в Петербург в следующий сезон или доставлялся гужевым транспортом. Вышний Волочек. Вид от церкви Святой Троицы. Издание А. И. Кобелева. 1901

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1