Тверь в записках путешественников. Вып.2

304 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX О тделение I. П редположение путешествия П редположение путешествия Причина всякого движения есть сила движущая; без силы паров не могут двигаться поезды по железной дороге; без денег нельзя де- лать никакого путешествия, никакой поездки. Желание быть на роди- не, увидеться там с родителями и родными, посетить места, приятные по воспоминаниям детства, день ото дня усиливалось, а ожидания меня в Кашин, изъясняемые в письмах добрых моих родителей, 1 станови- лись для них невыносимо тягостными. Поэтому решено: ехать в Кашин, но исполнение решения зависело от денег. Наконец и деньги есть. П олу ч ение награды и железная дорога В апреле месяце 1851 года получена высочайшая награда 200 р. сер. Но вот из С.-Петербурга чрез Тверь проводят в Москву и уже оканчи- вают постройкою железную дорогу, 2 по которой можно будет проехать из С.-Петербурга до Твери в 16-ть часов вместо двух с половиною суток, обыкновенно требующихся для самой скорой езды туда в почтовой каре- те. На переменных лошадях 3 надобно было бы употребить на это времени более трех суток, а на протяжных 4 обыкновенно ездят отсюда до Твери в 10, 11 и даже в 12 суток: такая езда очень дорого обходится. Большая также разница в цене проезда в почтовой карете от езды по железной дороге: в почтовой карете место напереди стоит 15 р. сер., а внутри 1 Петропавловский Михаил Матвеевич (1791–16.09.1853), отец автора запи- сок, и его жена Ксения Васильевна (?–1851). 2 Железная дорога между Петербургом и Москвой, 604 версты (644 км), построена в 1843–1851 гг. по указу Николая I (1.02.1842). Проектировали и строили железную дорогу профессор Петербургского корпуса инженеров путей сообщения П. П. Мельников и инж. Н. О. Крафт, работами руководил глав- ноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями П. А. Клейнми- хель. Движение между Тверью и Вышним Волочком было открыто в 1849 г., а 1 ноября 1851 г. – по всей дороге. Первый поезд из Петербурга в Москву находился в пути 21 час 45 мин. Так как дорога строилась по целине, пересекала много рек и оврагов, на ней возвели 278 искусственных сооружений, в том числе 184 моста, 69 каменных и чугунных труб и 19 путепроводов. Паровозы и вагоны изготавливались на Петербургском Александровском чугунолитейном заводе. В 1845 г. завод выпустил два паровоза, к открытию дороги было построено 43 пассажирских и 121 товарный паровоз, 2 500 вагонов разных типов. После смерти Николая I император Александр II переименовал Петербурго-Московс- кую железную дорогу в Николаевскую. 3 Переменные лошади – лошади, сменяемые на каждом перегоне. 4 Протяжные – одни и те же лошади использовались на всем протяжении пути.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1