Памяти композитора Вениамина Флейшмана

60 ГРИГОРИЙ ГОЛОВИНСКИЙ 1 С ЛЮБОВЬЮ К ЧЕЛОВЕКУ (ОБ ОПЕРЕ В. ФЛЕЙШМАНА «СКРИПКА РОТШИЛЬДА») 2 Вскоре после начала Великой Отечественной войны на фронте по- гиб студент Ленинградской консерватории — композитор Вениа- мин Флейшман. Он успел сделать в своей жизни очень немного. Мы можем судить о его таланте по единственному зрелому про- изведению — одноактной опере «Скрипка Ротшильда». Кто знает, какими замечательными операми и симфониями обогатил бы нашу музыку этот незаурядно одаренный человек, если бы не война… Небольшой рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда» на первый взгляд не давал благодарного материала для оперы. В нем, как и во многих чеховских рассказах, нет напряженного развития, более того, рассказ этот может показаться мало сценичным. Однако легко понять, что привлекло Флейшмана в произведе- нии Чехова. Лаконичными, меткими штрихами воссоздает писа- тель быт маленького городка; в основе рассказа большая светлая мысль: в каждом человеке заложено стремление к содержательной, полезной для людей жизни. Заложено неосознанное тяготение к добру и красоте. Великий писатель сумел увидеть и показать в своем герое, казалось бы закосневшем в скаредности, мелочной расчетливости, грубости, проблески п о д л и н н о ч е л о в е - ч е с к о г о. И еще один мотив, лишь намеченный в рассказе, ока- зался важен для композитора; Бронза не только гробовщик, но и музыкант, скрипач; писатель подчеркивает его трогательную, даже удивительную в таком человеке любовь к скрипке — единственно- му предмету, который Якову жаль оставить на этом свете. Сценарий и либретто оперы В. Флейшман делал сам, проявив при этом немало изобретательности и сценического чутья. При сокращении и без того краткого чеховского текста пришлось по- жертвовать рядом колоритнейших эпизодов (у фельдшера, по- хороны Марфы); это позволило обойтись без смены декораций. Далее, все, о чем повествуется в рассказе как о прошлом, давнем и недавнем, происходит у нас на глазах в течение какого-нибудь получаса — опера, таким образом, обрела е д и н с т в о в р е м е- н и и м е с т а. «Скрипка Ротшильда» — лирико-бытовая опера, посвящен- ная в сущности о д н о м у герою, его «пробуждению», воз- рождению в нем человека. В ней преобладает лирическое, лири- ко-психологическое начало. Бытовая же линия, использованная для характеристики обстановки, контрастно оттеняет внутрен- ний мир героя. В основе композиции оперы лежит принцип, который можно сравнить с распространенным в кино приемом перехода от пано- рамы к отдельному лицу, данному крупным планом. Опера начи- нается жанровой сценой-ансамблем, где герой участвует на равных правах с остальными персонажами, а заканчивается его моноло- гом-исповедью. 1 Григорий Львович Головинский (1923-2002) – российский музыковед. Окончил теоретико- композиторск. ф-т Московской консерватории. В 1957-1967 – зам. председателя комиссии музыкальной критики Союза композиторов СССР. С 1967 научный сотрудник Института истории искусств. 2 Статья опубликована в журнале «Советская музыка», 1962, № 5. С. 28-34.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1