Памяти композитора Вениамина Флейшмана

68 АЛЕКСАНДР ЛИВШИЦ 1 Педагоги и студенты Ленинградской консерватории хорошо знали и любили Вениамина Флейшмана — талантливого молодого ком- позитора. Он был человеком чистой души, тихим, скромным, со- хранившим какую-то удивительную цельность, нетронутость. Вспоминая о своем консерваторском товарище, Г. Свиридов го- ворит: «Это был большой талант с неудачливой судьбой, человек редкого ума, глубокой содержательности». Требовательность к своему искусству, к себе как к художнику была у Флейшмана чрезвычайно острой. Вот выдержка из письма, датированного 18/Х 1937 года: «Вы понимаете, что в такой пре- красной обстановке, когда почти все написанное мною получает поощрение (хотя бывают неудачи), хочется писать много и хоро- шо. И очень тяготит, что первое не получается. Легкость письма достигается не так просто, учитывая еще недостаточное знакомство с музыкальной литературой, слабую фортепианную подвинутость и сравнительно поздний возраст, когда [я] всерьез начал заниматься этим делом. Впрочем, сколько дерзости нужно иметь, чтобы имея в кармане только желание и ни малейшего представления о соб- ственных данных... Но было бы совсем неверно вздыхать на тему “если бы”, потому что приобретенный житейский опыт как раз имеет большое значение в содержании и качестве музыки». В Ленинград 24-летний Флейшман приехал из Бежецка. В этом небольшом городке он родился и вырос. С самого детства у него развивали художественный вкус, воспитывали высокие жизненные принципы. Иосиф Аронович Флейшман, старый коммунист, зубной врач по профессии, и его жена, также член Коммунистической партии, преподаватель экономической географии в общеобразовательной школе, воспитали четырех сыновей и дочь. Жили Флейшманы очень дружно. Характеризуя родителей мужа, Людмила Васильевна Флейшман называет их «людьми большой души и высокого мораль- но-этического уровня». В доме царила музыкальная обстановка. Старший сын и дочь обучались игре на фортепиано. Это не могло не повлиять на чут- кую и восприимчивую натуру будущего композитора. Музыка без- удержно притягивала его. Нередко можно было видеть его при- мостившимся где-нибудь в углу комнаты, с накрытым салфеткой лицом, поющим под собственный аккомпанемент, заключающийся в отстукивании ритма кулачком (лицо он закрывал от смущения). В отличие от брата и сестры, Веню обучали игре на скрипке, хотя к скрипке его не особенно влекло. Вместе с тем это помогло ему потом в развитии навыков ансамблевой игры. В мальчишеские годы он был участником музыкального коллек- тива при Красном уголке «Просвещенцев». В семье, шутя, назы- вали этот небольшой ансамбль «Персимфансом». Коллектив был ВЕНИАМИН ФЛЕЙШМАН 1 Александр Борисович Лившиц (1900-1970) – советский музыко- вед. Окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории (1933). В 1929-1939 – главн. политический редактор и уполномоченный Глав- лита при Музгизе; в 1942- 1963 – консультант Союза композиторов СССР. 2 Статья опубликована в сборнике: Лившиц А. Жизнь за Родину свою: Очерки о композиторах и музыковедах, погибших в Великую Отечественную войну. М., 1964. С. 294-306.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1