Памяти композитора Вениамина Флейшмана

69 ЖИЗНЬ ЗА РОДИНУ СВОЮ примечателен тем, что в нем участвовали люди разных профессий и возрастов. На скрипках играли два учителя пения, местный судья, учащийся педагогического училища и тринадцатилетний Веня Флейш- ман. Молодой рабочий механического завода Егоров играл на трубе, бухгалтер Сорогожский — на фисгармонии, на рояле играла шестнадцатилетняя школьница, Дина Флейшман. Душа и организа- тор коллектива — учитель химии В.М. Переслегин — был кларнетистом. Всех их объединяла большая любовь к музыке. Веня был, пожалуй, самым активным участником ансамбля. Собирались обычно субботними вечерами в помещении начальной школы. Еженедельно здесь вывешивалась сатириче- ская стенгазета «Звонок», которую редактировала Р.М. Флейшман. Играли в шахматы, придумывали и с большим юмором разыгрывали живые шарады. Все это, конечно, влияло на развитие серьезного и вдумчивого юноши. Веня проявлял и литературные способности. Его сочинения обнаруживали глу- бину мысли и большую начитанность. Вопрос о профессиональном музыкальном образовании, видимо, не вставал в то время перед Флейшманом. Окончив среднюю школу 2-й ступени, он поступил на кратковременные курсы по под- готовке учителей начальных, средних школ, а затем уехал в Весьегонский район Калининской области, населенный преимущественно карелами, где и стал учительствовать. Здесь, в глухом карельском селе молодой педагог развернул активную деятельность. Он не только учил ребят, но и старался разъяснять неграмотным тогда людям значение Советской власти, рассказы- вал о светлом будущем, которое несет с собой советский строй. Вместе с другим учителем он выпускал стенную газету на карельском языке. Флейшман вел работу и среди верующих, часто беседовал с ними на темы о происхождении земли, луны, солнца, о происхождении человека. Терпеливо и упорно велась борьба с сектантами различно- го рода. И в каждом случае, к каждому человеку должен был быть свой особый подход. Комсомолец Флейшман умел это делать с большим тактом. Часто он приносил с собой скрипку и радовал людей своей игрой. Беседуя с молодежью, приглашал старых солдат, воевавших в первую мировую и в граж- данскую войны, умевших рассказать много интересного о героическом прошлом нашего народа. Так Флейшман использовал все средства для достижения результатов своей просветительной деятельности. Занимался он этим с большим увлечением. Многообразная, действенная работа среди крестьян обо- гащала и самого Флейшмана. Он взрослел, приобретал большой жизненный опыт и знания. Деятельность Флейшмана не прошла мимо городского центра, его вызвали туда и поручили ве- сти антирелигиозную работу. Казалось бы, что все это не имело никакого отношения к музыке, но на самом деле музыкальные интересы Флейшмана неуклонно развивались. О музыке он не переставал думать, и, как потом стало известно, он давно начал выражать свои мысли и чувства в собственных со- чинениях. Веня стремился в Ленинград, для того, чтобы слушать музыку в хорошем исполнении, знакомиться с новыми для него произведениями, встречаться с настоящими музыкантами. Но поступать в музыкаль- ное учебное заведение он пока не собирался — не был готов к этому. В Ленинград Флейшман приехал в 1931 году и поступил в Индустриальный (Политехнический) институт. Учился, как всегда, хорошо, проявляя и здесь большие способности. Летом, в каникулярное время, приезжал в Бежецк и снова погружался в жизнь родного города. По заданию местной газеты «Знамя коммуны» Веня часто бывал в селах, интересовался строительством колхозов. Возвращаясь из таких путешествий, он писал для газеты статьи, заметки, правдиво, в живой доходчивой форме рассказывал о новом в жизни села. Таким образом, ничто не проходило мимо молодого энтузиаста. Но вместе с тем ему не давала покоя музыка. Однажды Флейшман показал свои сочинения одному известному музыканту, и тот посоветовал ему серьезно заняться творчеством. Но осуществить это было не так легко. Желание перейти в музыкаль- ное училище встретило сопротивление со стороны дирекции института, где Флейшман учился на тре- тьем курсе. Лишь уверенность в том, что музыка — его призвание, помогла ему преодолеть все пре- пятствия на пути к ней. Распрощавшись с институтом, Флейшман поступил в Музыкальное училище имени Мусоргского, на композиторское отделение (класс профессора М. Юдина). Талант и мастерство его развивались необычайно быстро, он легко добивался больших успехов; очень скоро знания его вышли за рамки училищной программы. Через три года Флейшман держал экзамен в Ленинградскую консерваторию и стал учеником Д.Д. Шостаковича, в класс которого очень стремился.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1