Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

17 Октябрь встряхнул вековое гнездо. Были раскрыты тяжелые монастырские двери, со скрежетом отомкнулись кованые засовы, люди в кожаных куртках вошли в самые тайные монастырские уголки. Было обнажено истинное лицо этой "святой и тихой обители". В монастырских книгах найдены записи о том, что монастырь имел во времена крепостного права около 800 десятин пахотной земли, во всех концах Тверской губернии монахи имели 4.910 крестьян, которые находились в самых ужасных условиях. Старые пожелтевшие монастырские книги, бумага которых рассыпается от прикосновения, рассказывают о том, что « В лето от рождества христова 1.542 были открыты и помещены в соборном храме святые, истленные мощи тверского епископа св. Арсения, почившего в лето 1409» . Славянской вязью, на желтом свитке бумаги, летописец монастыря рассказывает о том, как укрепили поднятые мощи славу монастыря, усилили приток богомольцев и пожертвований. Монастырь стал крепким землевладельческим кулаком . Помещики, умирая, завещали ему свои земли и своих крестьян. Монастырь выжимал из них все соки и именем бога карал их за неповиновение. Те, кто не смог или не хотел платить монастырские налоги, в подвалах монастыря подвергались самым кровавым пыткам. « Майя 27-го года 1828, по распоряжению игумена Варлаама, ввергнуты за неповиновение и строптивость в подвал под правым пределом храма, оброчные из деревни Никулино - Никитин Василий, кузнец Владимиров Петр, а еще за богохульные речи из деревни Борихино Павел Шкваркин» . В 1905 году монастырь сыграл крупную контрреволюционную роль . С его амвона гремели речи и проклятия всем, кто поднимает руку на «богом данную» власть. Недаром в мае 1906 года старовер фабрикант Морозов пожертвовал монастырю на украшение храма и постройку колокольни пять тысяч золотом, а католик Берг примерно в это же время, три с половиной тысячи. Революция встряхнула это старое воронье гнездо, раскрыла его тайники, спугнула черное воронье. Монахи разлетелись по деревням, сея слухи о грядущем конце света, о нашествии антихриста, рассказывая о том, как св. Арсений по ночам встает из раки, ходит по стенам монастыря и плачет, предвещая России гибель. В 1919 году 25 мая комиссия из представителей рабочих Пролетарки, Вагжановки, крестьян окрестных деревень, ранее принадлежавших монастырю, Тверской, Никулинской, Щербининской, Тургиновской и Белекушальской волостей вскрывала раку с мощами св. Арсения. Все увидели, что то, чему они, их отцы, прадеды и деды поклонялись сотни лет, является лишь кучей костей, обтянутых черными волокнами высушенного мяса. Обнаженный от золотых, шитых жемчугом покровов, вынутый из кипарисового гроба и серебряной раки «святой» представлял из себя скелет человека с сохранившимися кое-где клочками присохшей к костям кожи. Ноги его не сохранились совсем и лежали на дне раки маленькими почернелыми косточками. Вместо носа была дыра, все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1