Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

46 «Апрель»—пьеса на редкую, почти не освещенную в нашей «взрослой» драматургии тему о детях, о взаимоотношении детей и взрослых, о дружбе в семье, о воспитании. Пионерка Маша в результате сложной обстановки, создавшейся в ее семье, принуждена уехать к деду и неожиданно ворваться таким образом в ровную, размеренную, ничем невозмутимую жизнь профессора Окаемова. Детский голос, детский смех зазвенели в неуютной, мрачной квартире среди пыльных книг и вещей, которые десятки лет лежали нетронутыми па своих местах. Старый профессор, весь погруженный в мир древних рукописей, привык десятилетиями писать из одной и той же склянки, заменившей ему когда-то чернильницу, сидеть в одном и том же кресле, слышать шлепанье туфель своей верной, не стареющей домработницы Моти. Все его существо протестует против появления Маши. Но, постепенно привыкнув к внучке, привязавшись к ней, старый суровый человек новыми глазами стал смотреть на окружающее и неожиданно для себя открыл новый, неведомый ему мир, мир детства, согревающий его своим теплом, вдохнувший в его холодную, одинокую жизнь живую, свежую струю. И вдруг старый человек, долгие годы изучавший книжную мудрость, понял, что воспитание Маши, ее маленьких друзей, воспитание новых поколений строителей социализма— это «новая наука, не тронутая и не раскрытая... потому что она даже не считалась наукой». Он постигает эту простую и вместе с тем очень сложную науку. Он, человек кабинета, включается в круг интересов Маши и ее друзей, он узнает великую радость общения с миром детей, он, отшельник и книжник, становится активным участником школьных родительских собраний и популярным оратором пионерских слетов. В пьесе, в особенности в последнем действии, есть риторические длинноты, остаются не совсем ясными взаимоотношения матери и деда Маши, не вполне убедительный конец. Тем не менее пьеса хороша. В ней правдиво рассказывается о детях, рассказывается тепло, страстно, хорошим литературным языком. Пьеса наглядно показывает, как обогащают дети жизнь взрослых. Во всю силу своего яркого дарования играет в спектакле К. Лаврецкий. Калининцы видели его во многих, самых разнообразных ролях, и в каждой из них он умел найти и не только найти, но и прекрасно показать самое главное, типичное, характерное. Роль профессора Окаемова—большая удача актера. Тепло и вместе с тем сильно сразу вводит он зрителя в холодный неуютный мир замкнутого, одинокого старого ворчуна, отгородившегося от жизни высокой и толстой стеной древних книг. Просто и убедительно показы- вает актер, как постепенно оттаивает этот человек, как просыпается, растет в нем нежная и большая, скорей отеческая, чем дедовская любовь к внучке. Особенно хороша игра Лаврецкого в сценах, когда старый профессор получает в подарок от Маши свои любимые книги, и в последнем действии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1