Тетрадь молодого критика

21 неверия и пустоты. В этом сила произведений искусства, но изначальный смысл их в другом. В одном из интервью композитор Алексей Рыбников, размышляя о духовном кризисе общества, говорит, что единственная возможность его разрешения – обретение обновленной и светлой духовности. Светлый разум и добрая воля, обращенные во внутренний мир каждого человека, способны поднять его над чертой, дать силы двигаться дальше и выше – к мирам пока иным. В прозвучавших произведениях утверждалась эта светлая духовность. И не только на уровне конфликтного столкновения двух музыкально- тематических образов, но и на уровне духовном. Утверждалось наше светлое «я». Закончился концерт, мы выходим на темную улицу. Нас снова окружает привычный и от этого даже уютный мир. Мир, в котором все разговаривают на одном языке, но от этого не становятся ближе и понятнее друг другу. И даже бесконечные поиски нового языка в искусстве, эквивалентного живому чувству, уже не в состоянии восстановить потерянную духовную связь. Наше общение из сферы духовной незаметно перешло в плоскость конкретно- логических понятий. Искусство же, отражая в себе наше мироощущение, превращается в абстрактную игру тонов и красок. Вернется ли к искусству главное его значение, заключающееся в воссоединении нашего сознания с мирами светлыми, созданными творческой волей и в нас творческую энергию пробуждающими? Да! – если возвратим словам их прежний, изначальный смысл, когда заповеди «Не укради!», «Не клевещи!», «Не убий!» были более чем запретами, начертанными на бумаге; и если вновь мы поставим перед собой вопросы, которые некогда апостолы задавали Христу (в опере Рыбникова «Литургия оглашенных» они звучат в финальной сцене): - Как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? - Что сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – Услышим ли мы теперь ответ, который был дан тогда? 1989

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1