Тетрадь молодого критика

20 крепнет, уверенно набирает силу, но хрупкая, рассыпается и исчезает в легких дуновениях фортепиано. Вместе с ней растворяются все чувства: и надежда, и отчаяние. Но может крушение душевного мира – только возникший в обессиленном сознании призрак? Мучительным вопросом угасает последний звук. Трио одночастно. Зал застыл в оцепенении. Тишину нарушают недружные аплодисменты – выражение благодарности композитору и исполнителям. Говорят, что музыка рождается дважды: сначала в воображении композитора и затем – в эмоционально-душевном движении исполнителей. Но, пожалуй, есть у музыки и еще одно рождение – воссоединение с внутренним миром слушателя. Трио Успенского завершило этот тройной путь. Может быть не все было исполнено согласно авторскому замыслу, но каждый исполнитель предельно ясно прочувствовал выразительную значимость своей партии в драматургии произведения; интересную трактовку получило в трио фортепиано. В ансамбле со струнными фортепианная партия то подчеркивает их эмоциональную образность, то контрастным фоном оттеняет противоречивое состояние. На протяжении всего произведения рояль выступает и как солирующий инструмент; он несет важную образно- эмоциональную нагрузку на кульминационных вершинах сочинения. Александр Лапикус артистично-тонко раскрыл богатейшие возможности фортепиано в прекрасном сочетании со скрипкой и альтом. Исполненные далее Соната для альта и фортепиано Пауля Хиндемита и фортепианный Квинтет Моисея Вайнберга (партию второй скрипки исполнила Елена Михайловская, виолончели – Татьяна Нахаева) вызвали не меньший интерес. Это произведения словно продолжили прерванную мысль Трио. В Квинтете идея преодоления разрушающей силы, стремление к чистому светлому началу приобретает осязаемое конкретно-образное воплощение. Тупому вальсу, в вакханальном вихре которого мчатся потерявшие реальное человеческое ощущение уродливые образы (3 часть) противостоит исполненная живым дыханием лирическая мелодия (4 часть). Но откровение света медленно угасает. Скорбная тишина зависает неопределенностью. Все кончено. Трагическим реквиемом звучит отрешенная постлюдия фортепиано. Однако из мрачного оцепенения встает-восстает новая активно- устремленная тема (5 часть). В динамизме ее полифонического развития, в мощном нарастании звучности чувствуется огромная сила. Но не в этом конечный смысл противодействия двух враждебно-конфликтных сфер. Торжество светлого, доброго утверждается в хрупком нежно-трепетном звучании основной темы, завершающей произведение. Вечным светом мерцает она в верхнем регистре. Как бы ни изменялся мир, борьба человечно-светлого и жестокого- разрушающего волновала людей во все времена. На незримой грани, где причудливо сплелись добро и зло, постигает каждый из нас свою истину. Искусство очерчивает в себе этот путь, то поднимая нас в лучезарные несуетные миры возвышенного духа, то низвергая в темную душную бездну

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1