Тверские памятные даты на 2009 год

губерний с административным центром в Твери. В этот же день - 15 апреля - Алек­ сандр I написал распоряжение министру финансов и уделов Д. А. Гурьеву (1758- 1825): « ... В губернском городе Твери дворец привести в исправное состояние для житель­ ства в оном любезной моей сестры Её Императорского Высочества государыни Екатерины Павловны, <... > повелеваю: потребные на строение деньги отпускать из сумм кабинета, по окончании представить отчет». За апрель-август 1809 г. лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы и декораторы под руководством К. и. Росси (1П5-1849, архитектор Кремлевской экспедиции строений Москвы) отреставриро­ вали Екатерининский дворец, превратив его в роскошную парадную резиденцию генерал-губернатора с личными покоями Ольденбургских. Получив титул Его Императорского Высочества, принц смог самостоятельно подбирать и назначать чиновников во вверенное ему генерал-губернаторство. Он учредил в помещении дворца единую для трех губерний «Канцелярию генерал­ губернаторства», состоящую из уголовного, гражданского и полицейского отделений. Гражданскими губернаторами стали: в Твери - Д. д. Ушаков (родственник А. Н. Ради­ щева), в Новгороде - п. И. Сумароков (1760- 1846, племянник знаменитого поэта, основателя русского литературного языка А. п. Сумарокова), в Ярославле - князь М. Н. Голицын (1757- 1827, владелец ярославского имения Карабиха). В июне 1809 г. принц был назначен главнокомандующим Экспедиции во­ дяных сообщений. В конце августа по его просьбе к нему перешло и управление Экспедицией по устройству дорог в Российском государстве. Таким образом, в руках принца Георга Ольденбургского сосредоточилось всё управление водными и сухопутными коммуникациями, отныне осуществляемое из Твери. В ноябре 1809 г. обе Экспедиции объединены в единое ведомство, реорганизованное в июне 1810 г. в Главное управление путей сообщения. Принц привлек для работы в новом ведомстве способных инженеров, оста­ вивших след в истории России. Декабрист Д. И. Завалишин, отец которого, И. И. За­ валишин (1ПО-1821), служил генерал-инспектором в Главном управлении путей сообщения в 1810- 1816 ГГ., вспоминал об этом времени: « .. .nри первом формиро­ вании корпуса инженеров путей сообщения в него вошло множество иностранцев разных наций: Деволлан, Карбонье, Базен, Дестрем и другие были французами, Бетанкур, Эспихо-Сабир по происхождению испанцы, Трузсон, де Випе и другие ­ немцы. Были голландцы, датчане, итальянцы; из замечательных русских - генералы Саблуков, Леонтьев. Служившие при батюшке были почти все русские. Батюшка обедал почти всегда во дворце». Принц разработал со специалистами план реорганизации всей работы нового ведомства, разделив территорию России на десять округов. В первый округ наряду с Петербургской вошли Тверская и Новгородская губернии, а также Петербургская и Ярославская дороги под началом генерал-майора И . И . Сабира (1П4-1864). Россия получила «чёткую централизованную систему управления путями сообще­ ния». В начале 1811 года в Твери собрались все главы десяти округов внутренних сообщений для решения кадровых вопросов, выделения необходимых сумм для разных видов работ. 130-----------------------------------------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1