Тверские памятные даты на 2009 год

Для округов ввели корпус инженеров путей сообщений, составили «мастеро­ вые бригады» и полицейские команды для надзора за безопасностью судоходства. По замечанию Ф. п. Волана, директора Экспедиции путей сообщения при Главном управлении, «твердая рука принца могла сразу снять проблемы с рабочей, силой и материалами». Утвердили устав судоходства, правила о размерах и нагрузке су­ дов, По предложению принца был организован Институт корпуса инженеров путей сообщения (после 1917 г. - Институт инженеров железнодорожного транспорта). вся подготовительная работа по его открытию проходила в Твери. Энергичный, пунктуальный генерал-губернатор «любил входить лично во все детали дел в своих канцеляриях». Особенно это касалось развития водных сообще­ ний на территории генерал-губернаторства, где Вышневолоцкая водная система к 1809 г. настолько обветшала, что уже не справлялась с доставкой продовольст­ вия в столицу. За 1809-1812 гг. очистили тверской бечевник, построили канал между реками Выторгою и Ковжею для второго водного пути от Волги в Петербург. Этот канал был назван Мариинским в честь императрицы Марии Федоровны, которая еще на стадии изыскательских работ предоставила ссуду в 400 тыс. рублей сроком на 5 лет. Соединили реку Свирь с озерами Онежское и Ладожское как продолжение Мариинской водной системы. Канал для обхода Онежского озера без шлюзов по­ зволил баркам возвращаться с грузом из Петербурга. Усовершенствовали Вышнево­ лоцкую систему сооружением Вишерского канала между реками Мстою и Волховом. В 1810 г. открылось судоходство по Мариинской системе, в 1811 г. - по Тихвинской системе: канал между реками Тихвинкой и Соминкой дал обратное судоходство из Петербурга в Волгу. Принц дважды за год побывал на строительстве Мариинской и Тихвинской водных систем и представил императору подробный отчет. Параллельно шло благоустройство «государевой дороги»: за 1810-1812 гг. было сооружено более 70 новых каменных мостов, открывались новые почтовые станы, путь из Москвы в Тверь сократился до одного дня. Принц утвердил новые дорожные правила, по которым дороги России делились на пять категорий: 1. Дорога глав­ ного сообщения Петербург-Москва; 2. Дороги, соединяющие столицу с границей; з. Дороги между губернскими городами; 4. Дороги уездные, почтовые; 5. Сельские полевые дороги. К 1812 г. на участке «государевой дороги» В 60 верст от Городни до Медного как эксперимент введено опытное содержание дороги солдатами (участок поделили на восемь дистанций по 7 верст, на каждой - казарма для 5-7 солдат с унтер-офицером). Александр I остался «весьма доволен экспериментом». По инициативе Ольденбургского уже через месяц после приезда в Тверь в конце августа 1809 года появилось «оригинальное» учреждение - Комитет о благоустройстве Твери во главе с гражданским губернатором А. А. Ушаковым с целью «уравнения между жителями Твери повинностей натуральных и денежных, увеличения доходов и изыскания средств к улучшению благовидности города». Комитет просуществовал 31 год наравне с городской думой как высшая инстанция по решению городских проблем. Ольденбургский принял предложение купца Зубчанинова сдавать отдельные объекты в аренду с публичных торгов вместо прежней практики решать по кумовству. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1