Тверские памятные даты на 2009 год

Вначале открылось сообщение между Тверью и Рыбинском, затем между Рыбинском и Нижним Новгородом, позднее линия продлена до Казани, Саратова и Астрахани. В Саратове были созданы еще одна контора и крупная пристань. Одно· временно началось судоходство по притокам Волги - Каме (1858 г.), Оке (1861 г.), а также по мелким рекам - Белой, Шексне, Унже, Мологе. До 1851 г. грузы с низовьев Волги и ее притоков по прибытии в Тверь пере· гружались в более мелкие суда для отправки в столицу по р. Тверце и Вышнево· лоцкой водной системе. Снабжение столицы зависело от пропускной способности вышневолоцких шлюзов и уровня воды в системе. После завершения строительства железной дороги встала другая проблема - обеспечения бесперебойной загрузки железнодорожных составов, следовавших в Петербург. Создание общества должно было способствовать решению данной задачи. Кроме того, по указу правительства 15 мая 1856 года общество «Самолёт» получило право перевозить почту в период навигации между Тверью и Костромой, а в дальнейшем и по всей Волге. За быструю доставку почты обществу было разрешено носить флаг почтовых пароходов, на кожухах гребных колес иметь двуглавого орла и под ним - почтовый рожок. Члены пароходной команды носили спецодежду, форма которой была утверждена прави· тельственным распоряжением. Первые пароходы, приобретенные обществом, соответствовали цели его создания, это были суда с минимумом удобств для пассажиров и команды. Капи· танский мостик имел лишь навес для защиты от дождя , для пассажиров первого и второго классов были созданы 4 общие каюты: по две для мужчин и для женщин, пассажиры третьего класса должны были размещаться на верхней палубе, там же располагались и грузы, от непогоды укрытые брезентом. Ежегодно общество строИJЮ по два-три новых парохода, к середине 1870-х годов в его распоряжении было 37 судов небольшой мощности (от 50 до 100 номинальных сил каждый), и все они не отличались комфортностью, что позволяло держать низкими цены на билеты ДЛЯ пассажиров и расценки на доставку грузов. Быстроходные суда ходили четко по расписанию, но в 1880-х гг. этих до· стоинств уже было мало. В условиях растущей конкуренции среди пароходных обществ, использование неудобных для пассажиров однопалубных пароходов ста­ новилось для «Самолёта» убыточным. К тому же после постройки железной дороги Москва-Нижний Новгород поток грузов в регион Верхней Волги сократился. Зерно, крупы, рыба и другие грузы из Поволжья могли следовать в Петербург по железной дороге с одной перегрузкой в Москве. ДИректором-распорядителем общества в это время был контр-адмирал Генна­ дий Александрович Ратьков-Рожнов. В осложнившихся условиях работы руководство приняло решение о прекращении судоходства на притоках Волги и малых реках; закупило корабли американского типа с двумя палубами, плавать на которых было комфортнее, чем на однопалубниках, рассчитанных по преимуществу на перевозку грузов и людей с малым достатком. Новые суда предназначались для плавания по Среднему и Нижнему Поволжью, они могли брать до 24 тыс. пудов груза (при неболь­ шой осадке корпуса). На пароходах были каюты, обставленные дорогой мебелью; 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1