Тверские памятные даты на 2009 год

Увлечённо занимаясь организацией художественной самодеятельности, она уже тогда прекрасно понимала необходимость профессионального обучения. Под ру­ ководством Анны Дмитриевны Карениной она овладела основами классического тан­ ца. Популярность талантливой плясуньи росла от концерта к концерту. В 1928 году по направлению тверского комсомола Татьяна Алексеевна поступила сначала на подго­ товительные курсы, а потом в Балетный техникум при Большом Театре. Среди её учи­ телей - Мария Степановна Воронько, Евгения Ивановна Долинская, Ольга Владими­ ровна Некрасова, Елена Михайловна Адамович, Аделаида Антоновна Джури и другие. После окончания техникума Татьяну Алексеевну пригласили на должность заведующей хореографической частью центрального ТЮЗа в Москве. Выступая на сцене в качестве артистки балета и занимаясь административной работой, она начала изучение системы Станиславского под руководством режиссёра театра Леонида Андреевича Волкова. Он привлёк её к работе над ролями текущего ре­ пертуара. Княгиня в «Русалке» Пушкина, Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Гоголя, Наташа в пьесе «Совершеннолетие», мать Ломоносова, жена Седова в одноимён­ ной пьесе - целая галерея образов русских женщин была сыграна Татьяной Алексеевной. В это же время она начала заниматься с детскими коллективами художественной самодеятельности и в Центральном доме народного творчества. В 1938 году Устинова едет в свою первую экспедицию в родные тверские места, где были записаны 12 плясок. «Ланце» - танец села Палкино с интересными на­ званиями фигур: «Проходное», «Косится», «Подводить», «Девичья», «Хороводная», свадебная пляска с вожаком-женщиной; танец «Беседа» из Рамешковского р-на и т. д. В 2002 году благодаря усилиям Тверского областного дома народного творчества, при участии замечательного тверского балетмейстера, руководителя ансамбля на­ родного танца «Тверичанка», заслуженного работника культуры РФ, друга и соратника Татьяны Алексеевны Евгения Ивановича Комарова записи этих танцев были изданы отдельной книгой под названием «Фольклорные танцы Тверской земли». Творческая биография Татьяны Алексеевны началась осенью 1938 года, когда руководители русского народного хора им. М. Пятницкого - композитор, музыкант Владимир Григорьевич Захаров и народный артист СССР, филолог Пётр Михайлович Казьмин решили создать в хоре танцевальную группу. Её и возглавила Устинова, став творцом нового направления в искусстве. Её русские танцы в программах хора им. Пятницкого - это всегда открытие. Именно здесь раскрылся ярчайший талант балетмейстера. Каждый танец - это своеобразный театральный спектакль, в котором песня, танец и музыка подчинены созданию образа, воплощению его идеи. Собирая плясовой фольклор, Устинова исследовала, систематизировала, от­ бирала всё самое типичное, что было характерно для различных областей России. Она шлифовала танец с помощью сценической хореографии, придавая ему лёгкость и изящество. Устинова возродила некоторые незаслуженно забытые формы танца, например парные. Они были центром народных гуляний, посиделок, свадеб. Одной из первых работ в хоре и был дуэт на плясовую мелодию «А я по лугу», В котором Татьяна Алексеевна много лет и сама танцевала. ------------------------------------------- 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1