Константин Лаврецкий (наброски портрета)

реть; но и слушать, тогда то и обнаруживается его замеча­ тельная сценичность. И Лаврецкий, надо отдать ему справед­ ливость, понял эту особенность горьковской драматургии. Характер Ивана Коломийцева ЛавреЦЮIЙ раскрывает во всей его сложнОСти, во всем богатстве и глубине. Циник и пьяница, взяточник и картежник, пошляк и убийца, тупица и трус Ко­ ломийцев все время пытается драпироваться в тогу благород­ с тва. Он пытается прикрыть ' свою социальную наготу высоко­ парной фразой, прибегает к пафосу, разыгрывает из себя эта­ кого униженного "короля Лира" в полицейском мундире. Этот пафос и велеречивость делают образ Ивана Коломийцева еще омерзительнее и страшнее. Его напыщенная речь над тру­ пом брата Якова звучит, как жуткий трагический балаган. Прочно следуя за автором, Лаврецкий создает образ Ивана Коломийцева как большое социальное обобщение. Когда Лаврецкого спрашивают как он работал над ролью Коломийцева-он лукаво .улыбается: " Внимательно читал Горького. В свое врем р я внимательно наблюдал живых КоломиЙцевых . В 1914 году за чтение "кра­ мольных" писателей Салтыкова-Щедрина и Гл. Успенского мне не раз приходилось иметь беседы со' всякими большими и ма­ ленькими КоломиЙцевыми. В ст'арых журналах мне удалось отыскать и портрет моего "героя". Он, кажется, нес охрану государственной Думы во время ее заседания. Вот и все ... " Сила Лаврецкого - в умении видеть и раскрыть правду жизни, сила его мастерства-в реалистической манере творче­ с тва, простоте и убедительности. Таков Лаврецкий всегда, везде и всюду в своей работе. Мы были свидетелями работы Константина Генриховича над ролью Брабанцио в ,~Отелло" Шекспира. Надо было видеть, как целыми вечерами просиживал Лаврецкий над старинными италь· янскими портретами эпохи Возрождения, как внимательно он отыскивал детали грима, костюма, как тщательно зарисовывал вс е это в своем альбоме. Художник Лаврецкий помогает актеру Лаврецкому найти внешность старого отца Дездемоны, санов­ ного, честолюбивого , горячего и гордого патриция, венециан~KOГO сенатора Брабанцио. Калининский зритель хорошо знает одну из последних ра­ бо т Лаврецкого-роль Галкина-Келлера-матерого шпиона-ди­ версанта , заклятого врага Советской ' страны. Вот комендант вводит в кабинет Ларце'ва, следователя московской прокуратуры, задержанного нарушитеJ1Я границы .. . Сутулые плечи, растерянное лицо, бегающие волчьи глаза и -в олчья ненависть ... Таков облик вошедшего . Он бешено сопротивляется всем попыткам прокуратуры рас­ кры ть, разоблачить его преступную деятельность. Он при­ кидывается невинным счетоводом Галкиным, преступление ко- 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1