Народная техника гончарного производства Тверской губернии

================~============~=======i7 отделки, но этого мало. Нужно было как-то ярко выделить свою посуду из общей массы, потому что в качестве посуды может разобраться не всякая хозяйка, художественный же вкус присущ почти каждой из них. Вот эти-то соображения и заставили молодого гончара задуматься над украшением своих изделий. Случайная встреча и разговор с рабочим фабрики, изготовляющей чайную посуду, натолкнули его на мысль об орнаментации и скоро на сцену появляется первый робкий и неуклю­ жий рисунок, сделанный от руки-веточка неизвестного растения, выре­ занная из грубой «картузной» бумаги (см. рис. 9). Дальше рисунок вы­ резки-«ша~лона» совершенствуется, вырезаются две-три перекрещен­ ных веточки, привлекается «литературный материал», имеющийся под руками _ (<<Календарь природы> В. Покровский) И гончар берет уже рисунки из книги, а не «из ума», '<аК в первом случае. Следующим этапом развития орнамента нужно считать появление пятиконечной советской звезды ' которая в одном--двух экземплярах находит место рядом с первоначальной веточкой. Так кю{ у мастера, очевидно, ~ не хватало умения от руки симметрично вырезать звездочку, то и здесь "'J был «выдуман» способ, позволяющий при простых технических приемах ~ добиться правильного изображения звезды. На этот раз был использов~н ~ обыкнов~нный советский полтинник, имеющий изображение звезды на ~ оборотной своей стороне. Сторона монеть! со звездой натиралась чер­ со нильным карандашем и как печатью прикладывалась к заготовленной для ~ вырезки бумаге, оставляя на ней свое изображение. Советский орнамент развивается и дальше: по ассоциации со звездой появляется эмблема СССР-серп и молот в комбинации с той же первоначальной веточкой, ' с одной и двумя звездочками, с общеизвестным сокращеннь!м обозначе­ нием Советского Союза (<<СССР»). В дальнейшем развитие «буквенного» орнамента при водит к образованию О'Чень сложного шаблона, в котором, кроме указанных элементов, появляются новые: «СИИ » , инициалы самого мастера, а иногда и вся фамилия полностью, деревня Мастера (Приез ­ дово), село (Туд), в котором главным образом сбывают свой товар приездовс!<и.е гончары и дата (1 августа 1925 года) наиболее крупного базара, на котором сбывается большое количество глиняных и еЛИI! и которого гончары ждут с нетерпением, в надежде на xopowlfol rLo<"'''""- говлю. На рисун. 6 в последовательном порядке от прос-..l~ееl~'(~" . наиболее сложногр изображены шаблоны гончара Ильина. Очевидно пыт / с украшением посуды оказался удачным, так как и остальные гончары принялись -За изготовление шаблонов, тайно и явно поругивая их изобре­ тателя, заставившего их тратить дорогое время на ненужную, по их мне­ нию, работу. Их рисунки менее сложны и более примитивны, явно сделаны с меньшим старанием и 'Гщательностью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1