Постройка и эксплуатация Николаевской жел.дороги (1842-1851-1901 г.г.)

I 4 Первое, подъ заглавiе.мъ «Мысли русскаго крестьянина-извозчюtа о чугунпыхъ дорогахъ и пароходныхъ экипажахъ 111ежду С.-Петер­ бургомъ и Москвой», гласить сл,Jщующее: «Дошли до насъ слухи, что н·Jжоторыс наши боrа1ъrе l'Оспода, прельстясь за:i11орскими зат•l;тrи, XO'l'Я'n завести у насъ между Пи­ теро111ъ, Москвою и Нижнимъ Чjтунныя колеи, по 1щторьшъ буду1ъ ходить экипажи, двигаемые невиди111ою силою, помощью паровъ. Мы люди простые, неученые; но, проживши полвtка, Богъ при­ велъ изм'tрить всю родную землю, быть пе разъ въ Н·J31\fеччин·J3, на ярмар1<iJ3 въ Липовцt, и довольно нагляд·tться иноземнаго и наслу­ шаться чужихъ толковъ. 3аТ'Jшаемое на Руси неслыханное дtJro за , сердце взяло: хочу съ проста-у111а 111олвить, авось люди умные послу­ шають 111оихъ мужицкихъ рtчей». Далtе авторъ главнымъ образомъ описьшаеть невыгоды оть же­ лtзныхъ дорогъ_ для извознаrо промысла и удобство 'J3зды по шоссе и заключаетъ свою за111t1,ку такъ: «Сдается, однакожъ, что этому не бьшать. Русскiя вьюги не по­ терпять иноземныхъ хитростей, занесутъ, матушки, СН'tгомъ колеи, въ шутку, пожалуй, заморозятъ пары. Да и гд·t взя1'ь такую тыrу топлива, чтобы вtчно не угасалъ огонь подъ ходуна11m-самовараllfи? Али тратить еще деньги на покупку за11юрскаго угля для того, 11тобы отнять насущный хлtбъ у православныхъ. Стыдно и гр'ншно! А т~,ть-то, llfожеть быть и штука! Господа богатые, да умные! пораз­ мыслите, коли вамъ наскучили деньги, употребите ихъ на такое д·Jзло, чтобы вамъ было прибыльно и народу любо. 'l'акое предпрiя­ ·riе Боrъ благословитъ и 11rnлостивьrй нашъ Государь дозволи'lъ». «Кланяемся». Др1тое крайнее мн,tнiе принадле1~итъ защитнику желtзныхъ до­ рогь, который въ своей стать•!, «Будущность жел,J,зныхъ дорогъ» rоворитъ такъ: «Но мы предсказьшаемъ, что поэзiя наконецъ вьшуждена будеть перемtни1ъ свои замашки и перебраться на жел'l;зную дорогу. Я съ своей стороны, нс знаю ничего, что 111оrло бы такъ сильно поражать воображенiе, какъ бtl'Ъ, должно-бы сказать, подетъ по полю Э'l'ОЙ летучей машины, которая клокочстъ кипятко111ъ, полна I раскален­ льши yrлmm, это единорогъ буйньrй, но покорньrй; это ревущiй вул­ калъ; онъ несется быстр·ве В'J3тра, но рука ребеНRа можетъ остано­ вить его». Эти два отрьшка характеризуютъ 11ш'Ьн1я, rосподствовавшi.н 1·оrда въ обществ•l; по поводу жел·Ьзныхъ дорогъ. Mнorie вид·вли въ паро­ воз·!, какую-то чертовщину и счи1'али за rp'nxъ пользоваться татtиllfъ, говорили они, «святы111и отцами не указанньшъ путе111ъ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1