Постройка и эксплуатация Николаевской жел.дороги (1842-1851-1901 г.г.)

- 10 - (Варшавско-В'Jз.нскал только начиналась С'l'роитьс.я) русскiе инженеры не могли еще прiобрtсти достаточнаrо опыта въ ихъ постройк'Ь и поэтому было рtшено пригласить для сов·вщанiй майора американ­ ской службы, Уистлера, на KO'l'Oparo указалъ полковникъ Мельни­ ковъ, какъ на челов·Jзка опытнаrо въ желtзнодорошномъ дtлt. Уистлеръ прибывъ въ Россiю въ jюл'Jз 1842 года, тотчасъ же при­ ступилъ къ осмотру м'встности, по которой предполагалось проло­ жить желtзную дорогу. По осмотр·Jз своемъ онъ донесъ, что вся М'Ьстность т~ъ щедро одарена самой природою условiям:и, необходи­ мыми къ выrодн'Jзйшему устройству подобныхъ сообщенiй, что едва ли можно rд1нmбо встрtтить такой замtчательный случай на столь болъшомъ протяженiи. Для производства изысканiй линiя дороги была раздtлена на дв'Jз части. Начальникомъ первой - О'l'Ъ Петербурга до Бологое былъ назначенъ инженеръ П. П. Мельниковъ, а начальникомъ второй - от-ь Бологое до Москвы - Н. О. Крафтъ. Изысканiя производились по возможнос'l'И въ кратчайшемъ на­ правленiи и съ этой Ц'Jзлью въ началt была сдtлана попытка, хотя и неуспtшная, отыстtать просtку, сдtланную еще при Петр'l; ВеJm­ комъ по совершенно прямому направленiю между двумя столида~m. Планъ Э'l'ОЙ прос'l;ки, хранившiйся въ архив·в кремлевской экс­ педицiи, былъ составленъ иностранцемъ Фервасеромъ по порученiю Императора Петра Великаrо. Послtднiй уже предвид·tлъ великое значенiе кратчайшаrо пути между столицами. Инженеръ Мельниковъ сд·Jзлалъ подробнь:т изыскапiя по двумъ направленiт1ъ: 1) О'l'Ъ Петербурга на Вышнiй-Волочекъ, по напра­ вленiю близкому къ прямощr, съ переходомъ р. Волхова у Соснинстtой пристани и 2) отъ Петербурга съ большимъ отклоненiемъ оть пря­ мой на Новrородъ и Вышнiй-Волочетtъ. При сравненiи обоихъ на­ правлеJiiй оказалось, что линiя на Новгородъ, помимо своего боль­ шого про'l'ЯЛtенi.11, проходит-ь по ~rtстности болtе rрудной и волни­ стой, чtмъ въ первомъ направленiи. Въ виду разноrласiя, возникшаrо въ комитетl; по поводу выбора одного изъ вышеназванныхъ· направленiй былъ составленъ подроб­ ный докладъ относительно обоихъ направленiй и представленъ на ВысочлйШЕЕ усмотр,tнiе. ГОСУДАРЬ ИмПЕРАТОРЪ прочитавъ докладъ, изволилъ начер'l'ать: «Дорогу устроить по прямому направленiю, ибо не нахожу ни одной уважительной причины вести ее на Новrородъ, который не лишится вс'l;хъ выгодъ, КО'l'Орьши НЫН't пользуется» . / l{,poм·t этой резошоцiи, Государю угодно было приложить къ жур­ trалу собственноручную записку сл·tдующаrо содержанiя:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1