Постройка и эксплуатация Николаевской жел.дороги (1842-1851-1901 г.г.)

- 11 - «Не разд'J3шrю мнtнiя Генералъ-Адъютанта Itиселева и согласив­ шихся съ нимъ членовъ по слtдующимъ причинамъ: «Новгородъ пользуется выгодами двухъ перес'J3кающихся въ немъ сообщенiй: 1) водянымъ, 2) Московскимъ шоссе. «Выгоды отъ перваго мало изм·J,ни'1ъся могутъ отъ ус1'ройства желtзной дороги, ибо предметы nеревозокъ и пути, которыми доста­ вляются, останутся поч'rи въ той же сораю,I'tрности выгоднtе водя­ нымъ сообщенiемъ, ч·J3мъ по жел'Ьзной дороУJ3. «Польза же Новгороду отъ шоссе происходитъ час1'ЫО отъ про­ tзжающихъ, частью отъ проходящихъ обозовъ, тамъ останавливаю­ щихся для ночлеговъ. «Иной пользы я не знаю, ежели предположить, что жел·J3зная до­ рога пройдетъ черезъ Новгородъ, измtненisr въ водяномъ пути никакого не будетъ, но съ проtзжающими обозами произ.ойдетъ очевидное из­ мtненiе въ томъ, что т-13 и дPYI'ie бросятъ шоссе и поtдутъ жел'tзной дорогой. А 1tакъ первая выгода сего пути есть скорость переtзда, то весьма ясно, что ни:кто останавливаться не буде1vь въ Новгород·J3, но предпоч1'етъ черезъ 4 часа быть на мtст·J3, въ С.-Петербургl; или черезъ 12 часовъ въ Москвt. Подавно обозы, не mrtя лошадей, но сл1щуя на вагонахъ, прослtдуют-ь прямо, не останавливаясь. «Гд'1з же будетъ польза для города? Остаются поэтому только прихо1·и жителей, которые предпочтутъ ·l;хать прямо изъ города по жел,Jззной дорогt, ч·Jшъ ·Jзхать до Чудова по шоссе, чтобы тамъ С'J3сть на жел,Jззную дорогу. Это не заслуживаетvь и опроверженi.н. «Изъ прочихъ же причинъ н·Ьт-ь ни одной уважительной» . Зд·tсь уъ1,tстно привести объясненiе начальника одного ИЗ'I) участ­ к.овъ постройки В. А. Панаева по поводу легенды о томъ, что буд'rо бы ИмпЕРлтоРъ Николлй I, положивъ 11иней1tу на поданную ему карту и проведя линiю карандашомъ, приказалъ вести жел'tзную дорогу по Э'l'ОЙ прямой линiи. Въ дtйствительнос1'И же д·вло обС'l·ояло та­ кимъ образо~1ъ. Rакъ упо:м:яну1•0 было выше, огро:мное большинство членовъ комитета по постройкt · С.-Пе'rербурго-Московской жел. до­ роги полагало, что надо вести дорогу на Новгородъ. Госу,ц,арь не раздtлялъ этого мн·tнiя и утомленный безконечньuш спорами по этому 11редмету, призвалъ къ ссбt инженеръ-пошювник.а Мельникова и спросилъ его: какого онъ мнtнiя о направленiи дороги. :Мельни­ ковъ коро'rко и ясно высказался такъ: «Дорога должна соединять двt весьма населенны.я: столицы; все движенiе, какъ грузовое, такъ и пассажирское, будетъ сквозное. Въ непродолжительномъ времени должны примкнуть къ Москвt другiя дороги со всtхъ концовъ Россiи; такимъ образомъ, сквозное движенiе между Петербургомъ и Москвою разовьется въ н·всколько десятковъ разъ противъ нас•rоящаго. Выло бы большою ошибкою и / •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1