Постройка и эксплуатация Николаевской жел.дороги (1842-1851-1901 г.г.)

• 12 неисчислимою потерею въ общей государственной экономiи, если обречь дальн·Ьйшiя покол:!;нiя на уплату 80--'l'И слишко111ъ верстъ, въ продолженiи цtлаго в·Ь1tа или больше, пока пртюй разсчетъ, не вынудилъ бы строить другую, болtе кратчайшую дорогу отъ Петер­ бурга до Иосквы. «Радъ», сказалъ Государь, «что ты одного со 11mой мнtнiя, веди дорогу прямо!» Слова «веди дорогу прямо» не означали вести по прщюй ли­ нiи, а относились къ тому, чтобы не держаться направленiя па Новгородъ. 'Гакимъ образо111ъ, вопросъ былъ рtшенъ и линiя пошла между двумя с1'олицами по «возможно» прямому паправленiю. На с1t0лько за111·вчательна прямолинейность С.~Петербургско-Московской жел·Ьзной дороги, можно суди1ъ уже по тощ•, что вся длина линiи послt постройки оказалась въ 604 версты, тогда какъ астрономическое разстояпiе между Петербурго11fЪ и Иосквою составляетъ 598 верстъ, а прот.нженiе Иосковскаго шоссе-6 74 версты. По окончанiи изыскапiй, въ началt 1843 I'Ода, и по собранiи вс·Ьхъ топографическихъ св·J'щtнiй, линiя дороги была нанесена на карту, rtоторая удостоилась Высочайшаго утвержденiя 14-го апр'l,ля 1843 года и принята къ руководству при постройкt дороги. Rакъ видно изъ пом·Ьщепнаго въ конЦ'!; книги чертежа, изобра­ жающаго продольный профиль и планъ дороги (Приложенiе 1), по­ слtдняя. проходитъ по четыремъ губернiямъ: по Петербургской­ на про•1'.я:женiи 57 вер01vь, по Новгородской-251 верста, по 'l'вер­ ской-180 верстъ и по Иосковс1t0й-116 верстъ. Начинаясь ОТ'р 3на111епской площади въ Петербург!;, на высотt 4,70 саж. падъ уровне~rъ Балтiйскаго 111оря, дорога пролегаетъ по м·Ьстности ровной и однообразной, составляющей древmою дельту р·J'жи Невы. Съ 26-й версты, за станцiей Rолпиио, характеръ 111·Jзстиости на­ чипаетъ быстро 111·ви.я:1ъся, встр·!;чаются овраги, хол]l[Ы и густыя рощи, черезъ которыя липiя, изгибаясь, переходитъ выемками и па­ сыпя111и и, постепенно подни111аясь, достш'аетъ на 125 верстt до пер­ выхъ отроговъ Ваддайскихъ возвьппениостей. Дадtе до р·Jзки Меты, м·встность еще бол·Jзе перес·.I;ченпал и волnистая, подъемы и уклоны постоянно чередуются и полотно дороги спроектировано въ глубокихъ выешахъ и высокихъ насьшяхъ. Черезъ r11убоку~о доJrину р. Меты, стиснутую мелщу высокими берегами, перекинутъ 11юс1vь 01'верстiе111ъ въ 256,5 саж., возвышающiйся на 19 саш. надъ р·.I;кою . Отсюда начинается г11авный перевалъ черезъ ВаJ1дайскiя горы. По первопачальпому проекту предположено было не превосходить подъемовъ бол·fю 0,0025 (т. е. подъема въ 25 саженей ш1, 20 верс1vь),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1