Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

53 в Москву должен запасаться необходимым продовольствием на всё время пути. Никаких свечей у крестьян нет, а хозяин, хозяйка и дети носят тонкие зажженные лучины в руках или во рту, держа их наи- скось, бегают с этими лучинами всюду в избе и отправляют с ними все свои работы. Прежде крестьяне носили длинные, до земли доходившие одежды и очень неохотно соглашались изменить их; но их отучили от таких длиннополых кафтанов следующим, довольно действенным средством. У городских застав понаставили солдат, которые каждого крестьянина, прибывшего в город в длинном кафтане, ставили на колени и тут же обрезывали ножницами кафтан до колен, да кроме того взы- скивали с него и денежную известную пеню. Теперь крестьяне ходят уже в своих суровых коротких, по колена идущих, кафтанах, а летом в такой же короткой рубахе, выпущенной поверх портов и охваты- ваемой поясом, на котором спереди висит обыкновенно большой нож в ножнах, с боку кнут, а сзади заткнуты корявые рукавицы и топор. Волосы подстригают они коротко, до ушей, и зиму и лето носят мохна- тые шапки; бороды до сих пор крестьянам еще оставлены, потому что между ними мало рук, которые могли бы приучиться к бритве. Обувь их составляют лапти, плетенные из лыка, и иной обуви они и не знают. На шее, с самого часа крещения, они носят крест, а при нем и де- нежный кошель, хотя мелкую монету, если ее немного, долго держат во рту, и, если им подаришь или заплатишь за что такою монетою, они тотчас бросают ее в рот и держат ее там под языком. В каждом селении есть как бы старший крестьянин, которого зовут старостой; он заправляет деревней, но власть его очень ограничена, и чего он сам порешить не может, то переносится им в городскую канцелярию. Как в городах, так и по селениям русские женятся очень молодые, и все крестьянские избы всегда полны ребятишками. Если крестьянин берет жену из другого селения, то платит за дозволение от 4 до 5 ру- блей, за жену же из своей деревни только 4 пфенинга. В малых и больших местечках или селах есть церкви; но так как проповедей в них не говорят и школ нигде по деревням нет, то народ не может иметь больших сведений в религии, а тем менее в чтении и письме, хотя ныне правящий царь,   2 желая изгнать древнюю слепоту и невеже- ство, имеет намерение поставить учителей, для обучения детей чтению и письму, по всем селениям своего государства, как это заведено уже в городах. Русские держатся уставов своей веры с слепою покорностию и чрезвычайно строго, и я всегда удивлялся тому, как ревностно кре- 2 Петр I. Ф ридрих Х ристиан В ебер . 1716, 1718

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1