Памяти композитора Вениамина Флейшмана

54 ЕЛЕНА БРУСКОВА 1 На первом листе этой папки, что хранится в Центральном государ- ственном архиве литературы и искусства, вверху надпись красным карандашом «Уникальная». Всё остальное написано рукой Шоста- ковича: «Вениамин Флейшман. “Скрипка Ротшильда” (по одно- именному разсказу А.П. Чехова). Партитура». В те времена, когда Дмитрий Дмитриевич учился правописанию, слово «рассказ» писа- ли через «з». Следующий лист — действующие лица: «Яков Матвеевич Иванов (по прозвищу Бронза), гробовщик и скрипач — бас. Ротшильд — флейтист, потом скрипач — тенор <…>» А справа мелким почерком: «Скрипка Ротшильда» сочиня- лась Вениамином Иосифовичем Флейшманом с 1939 года по лето 1941 года, когда началась война. К этому времени был готов кла- вир «Скрипки Ротшильда» и большая часть партитуры. С начала войны В.И. Флейшман пошел добровольцем на фронт. С тех пор о нем и от него не было известий. Очевидно, он погиб на войне. Уходя на фронт, он оставил в Ленинградском Союзе советских композиторов рукопись «Скрипки Ротшильда». В конце 1943 года эта рукопись была привезена мне. Моя работа свелась к тому, что я дооркестрировал и переписал карандашную партитуру. Д. Шо- стакович. Москва 5/II-1944 г.» Вдумаемся в эту фразу: 5 февраля сорок четвертого года. Тре- тий год войны. Уже состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Уже началось победное шествие Седьмой симфонии по миру. Уже была напи- сана Восьмая симфония. Уже состоялось её первое исполнение в Москве. И после этой титанической работы, после всемирного признания, славы, наград, блистательных рецензий, тридцатисеми- летний Шостакович берется за неоконченную оперу своего учени- ка, который с четвертого курса ушел защищать Ленинград. Кто думал тогда о нашем долге перед ушедшими? О том, чтобы не было пропавших без вести, забытых, чтобы вычеркнутые из спи- сков живых навечно остались с нами? У кого тогда хватило силы и времени, чтобы отложить свои дела, чтобы завершить оборванное войной? Вроде бы не пришел час осмысления потерь: шла война. А Шостакович ещё в мае 1942 года пишет в Ленинград своему уче- нику О. Евлахову: « Очень сожалею, что не увез с собой «Cкрипку Ротшильда». Я бы её закончил и дооркестрировал. Дорогой друг! Если «Скрипка Ротшильда» находится в Ленинградском Cоюзе композиторов, то, пожалуйста, присматривайте за ней, а ещё лучше, снимите с неё копию и, если будет оказия в Куйбышев, перешлите мне. Я очень люблю это произведение и беспокоюсь за него, как бы оно не пропало ». УЧЕНИК ШОСТАКОВИЧА 2 1 Брускова Елена Сергеевна – журналист-международник. По образованию педагог, в 1970-х гг. работала в школьном отделе газеты «Комсомольская правда». В 1980-х гг. в «Известиях» была напечатана ее статья «Профес- сия мама». Е.С. Брускова является инициатором движения за создание негосударственных детских домов в России – детских деревень SOS. 2 Брускова Е. Ученик Шостаковича // Советская культура. 1982, 19 мая. Иосиф Аронович Флейшман, отец композитора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1