Народная техника гончарного производства Тверской губернии

================================~~===== 13 ПОД котлом раскладывается огонь, в котел кладут свинцовый лом, который по мере накаливания котла постепенно расплавляется. Эта операция по­ вторяется дня четыре подряд, по 3--4 часа в день,-ДО тех пор, пока свинец постепенно не превратится в порошок, сначала серого цвета золы, а затем сурика. Гончар или его помощник во все время этой работы дежурят у котла, помешивая железной кочергой его содержимое, иначе . , при оплошке сурик может сгореть и материал и труды пропадут даром. Когда сурик готов, его вытаскивают из котла, взвешивают и смешивают с землей,-"присадой",-(на один пуд свинца 7 фунтов "присады"). Для приготовления 06ливы берут глиняную большую чашку- .. обливноЙ таз", кладут в нее сурик, смешанный с присадой, т~ательно растирают полу­ ченную смесь между ладонями, стараясь не рассыпать ее по полу'. Свинец, из которого делают сурик, очень дорог, самый дорогой материал в го~чар­ ном производстве, потому с ним обращаются так бережливо. Оставшуюся на дне таза старую краску "отколупывают", растирают на обухе топора и также пускают в дело. Протерев сурик, при6авляют в таз немного "махтеру" т. е. "жизели"-жидкой глины, образовавшейся в чашке, в которой гончар мочит руки и выжимает гу6ку при формовке. "Махтер" необходим, как связывающее средство, предохраняющее краску от образо­ вания скопов и от сползания с посуды. До войны в деревне Приездово пРи6авляли еще в краску "стеклянной муки" (на 1 пуд-свинца 5-1 О ф.), отчего облива получалась более ' прозрачная, зеленоватого цвета. Для этой цели специально закупали битое стекло, клали его в свинечный котел, раскаляли в нем, затем быстро вынимали и бросали в воду. Слив воду, получали "муку"-стекло растрескивалось на мельчайшие кусочки. С увеличением спроса на глиняную посуду в последующие годь! войны, и В связи с недостатком металлической посуды, гончары стали меньше заботиться о качестве своих изделий, откидывая в своей работе все, что требовало лишних расходов и лишней затраты времени. В настоящее время прибавляют в краску "кузнечного сгарыша, для того, чтобы сделать ее более темной. Такой темной краской обычно покрывают наружную часть горячей (идущей под варево, в печь) посуды, почему и самая краска называется "верховой" краской, в отличие от краски "нутряной"-более светлой. (без при меси сгарыша), которой покрывают внутреннюю часть посуды. В конечном результате от смешения воды, сурика, махтера, сгарыша и т. п. получается густая, тяжелая масса темно-коричневого цвета. Даль­ нейшая стадия обработки краски-перетирание ее в жерновах. Эта работа­ одна из наиболее тяжелых в гончарном деле, и занимает до 5 часов вре­ мени для приготовления краски на 500 штук посуды. Перед размолом в срединное отверстие жерновов .сначала пускают воду для того, чтобы смочить жернова, а потом поварешкой (1-1 ~2 по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1